Главная героиня драмы Островского «Гроза» существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа.
Конфликт, возникший у Катерины с «темным царством», очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конфликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.
О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю,
никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери. Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.
Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живейшую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей придется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.
Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.
Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.
После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.
Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.
Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее
душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.
После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.
Катерина предчувствует свою гибель. Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: «Ты меня загубил». Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови.
Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.
Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.
В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.
|