Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мир героев Островского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Николаевич Островский — замечатель­ный драматург, создавший на долгие годы репертуар рус­ских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует раз­личные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их деть­ми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.

Островский исследует характеры: купца Болыпова и приказчика Подхалюзина из пьесы «Свои люди — со­чтемся!», Паратова и Карандышева из «Бесприданни­цы», Тихона и Дикого из «Грозы». Всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благо­состояния и власти, они готовы душу продать дьяволу. Об окружающих и даже самых близких они не заботят- ся, поэтому нет в этом кругу истинной любви и привя­занностей. Дочь предает Вольтова, посаженного в дол­говую яму. Паратов, несмотря на искреннюю и предан­ную любовь Ларисы, «женится на деньгах», продавая свою свободу подороже. Тихон бежит от тирании мате­ри, оставляя беззащитную молодую жену в этом царстве тьмы. Здесь нет высоких понятий: благородства и чес­ти, совести и преданности. Но очень хорошо развиты чувства стяжательства и наживы, поэтому лучшие Герои Островского стремятся вырваться из мрака на светлую дорогу, на свободу. Для Катерины, как ни покажется странным, это — омут, для Ларисы — замужество.

Нежная, беззащитная Катерина, попав в семью Ка­бановых, ощущает себя как в тюрьме. Вспоминая своих родителей и дом, Катерина понимает, что навек утра­тила ощущение свободы и счастья, выйдя замуж за Ти­хона, попав в эту среду. Она хотела бы стать птицей, ле­тящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда ка­жется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, — говорит она Варваре, сестре Тихона, — ка­кая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая дей­ствительность возвращает героиню в мир кабановых и диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хо­чешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Катери­не же претит такое поведение. Полюбив Бориса, она не хочет скрывать своих чувств.

У Катерины очень своеобразный характер: она бо­гобоязненна и мятежна одновременно. В грозе она ви­дит предостережение Бога и во всем кается людям. Ти­хон жалеет Катерину, но боится мать. Борис полностью зависит от Дикого, поэтому не властен над своей судь­бой. Всеми отвергнутая, героиня видит единственный для себя выход — омут. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.

Совершенно иная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса образованная, культурная, мыслящая девушка. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Ла­риса не приемлет мир, в котором она живет. Она лю­бой ценой хочет из него вырваться. Лариса понимает, что мать хочет продать ее подороже. Полюбив в Пара­тове внешний блеск, Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.

Карандышева она не любит, даже не уважает, но на­деется на него. Но в этом мире нет благородства. Лари­са вскоре это поняла. «Я вещь», — говори она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жиз­ни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини — это достойный ее уход из жизни.

«Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Остро­вского, показавшие читателю и зрителю доныне неиз­вестный мир купечества с его страстями и болью, печа­лями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, нео­бузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих посто­ять за себя.

Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.