Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьесу А. Н. Островского «Гроза», написанную в 1859 году, рассматри­вают в русской литературе как социально-бытовую драму и как траге­дию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жан­ра, - бытовая трагедия.

Но чтобы точнее определить жанр «Грозы», надо разобраться в сути драматического и трагического.

Драматизм в литературе, в художественном произведении порожда­ется противоречиями реальной жизни людей. Обычно он создается под влиянием внешних сил или обстоятельств. Жизнь людей в драматич­ных ситуациях часто оказывается под угрозой гибели, повинны в кото­рой бывают внешние силы, не зависящие от людей. Определение жанра также зависит от оценки основного конфликта в произведении. В статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» показано, что основной конфликт «Грозы» - это конфликт между Кабанихой и Катериной. В образе Катерины мы видим отражение стихийного протеста молодого поколения против сковывающих условий «темного царства». Гибель глав­ной героини является результатом столкновения с самодуркой-свекро­вью. С этой точки зрения, данное произведение можно назвать социально-бытовой драмой. Примечательно, что сам автор назвал свое произведение драмой.

Но пьеса Островского может восприниматься и как трагедия. Что же такое трагедия? Для трагического жанра характерен неразрешимый конф­ликт между личными стремлениями героя и законами жизни. Конфликт этот происходит в сознании главного персонажа, в его душе. Герой траге­дии зачастую борется с самим собой, испытывая глубокие страдания. Видя основной конфликт в душе самой героини, ее гибель как результат столкновения двух исторических эпох (заметим, что именно так воспри­нимался этот образ современниками Островского), жанр «Грозы» можно определить как трагедию. Пьесу Островского отличает от классических трагедий то, что его героем является не мифологический или историчес­кий персонаж, не легендарная личность, а простая купеческая жена. В центр повествования Островский помещает купеческую семью и семейные проблемы. В отличие от классических трагедий, в «Грозе» частная жизнь простых людей является предметом трагедии.

События в пьесе происходят в небольшом волжском городке Кали-нове, где быт еще во многом патриархален. Действие драмы разворачива­ется перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирую­щее влияние на жизнь русской провинции. Жители недалеко ушедшего от деревни Калинова все еще живут по «Домострою». Но Островский показывает, чти патриархальный уклад начинает разрушаться на глазах у жителей. Молодежь города не хочет жить по «Домострою» и уже давно не придерживается патриархальных порядков. Кабаниха, последний блю­ститель этого умирающего уклада, сама ощущает его близкий конец: «Хо­рошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю».

Глядя на отношения сына и невестки, Кабаниха понимает, что все меняется: «Не очень-то нынче старших почитают... Я давно вижу: вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не бу­дет...»

У Кабанихи нет никаких сомнений в правильности патриархальных порядков, но уверенности в их нерушимости тоже нет. Поэтому чем ост­рее она чувствует, что люди живут не по-домостроевски, тем яростнее она пытается блюсти форму патриархальных отношений. Кабаниха выступа­ет только за обряд, она пытается сохранить лишь форму, а не содержание патриархального мира. Если Кабаниха - это блюстительница патриар­хальной формы жизни, то Катерина - это дух этого мира, его светлая сторона.

По рассказам Катерины о прежней жизни мы видим, что она прихо­дит из идеального патриархального домостроевского мира. Главный смысл ее прежнего мира — любовь всех ко всем, радость, восхищение жизнью. И прежде Катерина была частью именно такого мира, ей не нужно было противопоставлять себя ему: Она по-настоящему религиозна, связана с природой, с народными поверьями. Знания об окружающем она черпает из бесед со странницами. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает она. Но в итоге Катерина оказывается все-таки не­вольницей этого патриархального мира, его обычаев, традиций, представ­лений. За Катерину выбор уже сделали - выдали за безвольного, нелюби­мого Тихона. Калиновский мир, его умирающий патриархальный уклад нарушил гармонию в душе героини. «Все как будто из-под неволи»,-передает она свое мироощущение. Катерина входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, ожидая, что ее муж будет ей опорой. Но Кабанихе вовсе не нужна любовь невестки, ей нужно лишь внешнее ^ выражение покорности: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет? »

Катерина понимает, что Тихон не соответствует ее идеалу мужа. От­ношения между нею и мужем уже не домостроевские, ведь Тихону свой­ственна идея милосердия и прощения. А для Катерины эта черта по домостроевским законам является недостатком (Тихон — не муж, не гла­ва семьи, не хозяин дома). Тем самым рушится ее уважение к мужу, надежда найти в нем опору и защиту.

Постепенно в душе Катерины зарождается новое чувство, которое вы­ражается в желании любви. Но одновременно это чувство воспринимает­ся Катериной как несмываемый грех: «Как, девушка, не бояться!.. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой... Какой грех-то! Страшно вымолвить!» Ка­терина воспринимает свою любовь к Борису как нарушение правил «До­мостроя», нарушение тех моральных законов, в которых она воспитыва­лась. Измену мужу Катерина воспринимает как грех, в котором надо каяться «до гробовой доски». Не прощая себя, Катерина не способна простить и другого за снисхождение к ней. «Ласка-то его мне хуже побо­ев», - говорит она о простившем ее, готовом все забыть Тихоне. Траги­ческий конфликт Катерины с самой собой неразрешим. Для ее религиоз­ного сознания непереносима мысль о совершенном грехе. Чувствуя раз­двоение своего внутреннего мира, героиня уже в первом действии говорит: «Я от тоски что-нибудь сделаю над собой!» Феклуша с россказнями о том, что «люди с песьими головами» получили свой облик в наказание за невер­ность, и старая барыня, предрекающая молодости и красоте «омут», гром с неба и картина геенны огненной для Катерины означают чуть ли не страш­ные «последние времена», «конец света», «судилище Божье». Душа жен­щины рвется на части: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний героини. Наряду с внешним развивается и внутреннее действие - борьба в душе Катерины разгорается все сильнее. Каясь прилюдно, Катерина заботится об очище­нии души. Но страх перед геенной продолжает владеть ею.

Покаявшись, облегчив душу, Катерина все же самовольно уходит из жизни. Она не может жить, нарушив те нравственные законы, которые были заложены в нее с детства. Ее сильная и гордая натура не может жить с сознанием греха, утратив свою внутреннюю чистоту. Она не хочет ни в чем себя оправдывать. Она судит себя сама. Ей даже не так уж нужен Борис, отказ его взять ее с собой уже ничего не изменит для Кате­рины: душу свою она уже погубила. Да и калиновцы немилосердны к Катерине: «Казнить-то тебя, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Героиня Островского, видя, что никто ее не каз­нит, в конце концов казнит себя сама - бросается с обрыва в Волгу. Ей кажется, что она воздает себе за грехи, но воздать за грехи может только Бог, но она сама отказывается от Бога: «Свет божий мне не мил!»

Таким образом, если рассматривать центральный конфликт пьесы как конфликт в душе героини, то «Гроза» - это трагедия совести. Со смертью Катерина избавляется от мук совести и от гнета невыносимой жизни. Патриархальный мир умирает, а вместе с ним умирает и его душа (в этом плане образ Катерины символичен). Даже Кабаниха понимает, что уже ничто не может спасти патриархальный мир, что он обречен. К публично­му раскаянию невестки добавляется и открытый бунт сына: «Вы ее погу­били! Вы! Вы!»

Нравственный конфликт, происходящий в душе Катерины, превосхо­дит по глубине социально-бытовой и общественно-политический конф­ликты (Катерина - свекровь, Катерина - «темное царство»). В итоге Кате­рина борется не с Кабанихой, она борется сама с собой. И губит Катерину не самодурка-свекровь, а переломная эпоха, рождающая протест против старых традиций и привычек и желание жить по-новому. Являясь душой патриархального мира, Катерина должна погибнуть вместе с ним. Борьба героини с самой собой, невозможность разрешения ее конфликта- это признаки трагедии. Жанровое своеобразие пьесы Островского «Гроза» зак­лючается в том, что социально-бытовая драма, написанная автором и охарактеризованная так Добролюбовым, является и трагедией по харак­теру основного конфликта.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.