Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Жанровое своеобразие драмы «Гроза»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Гроза» — народная социально-бытовая трагедия.

Н. А. Добролюбов

 

«Гроза» выделяется как главное, этапное произведение драматурга. «Гроза» должна была войти в сборник «Ночи на Волге», задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл «волжских» пьес общим заглави­ем. «Гроза» вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изме­нения — автор ввел ряд новых действующих лиц, но глав­ное — Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. «Нешто», — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказа­ми о «бедности нагольной». О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва «к нам с неба упала», но­вости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персона­жей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы «Гроза».

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запо­рами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, «ни об чем не тужила», словно «птичка на воле», проводя весь день в удо­вольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное «раз­витие страсти» существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому «борьба страсти и долга» для нас обозначается «не вполне ясно и сильно». Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, не­смотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Тра­гедия обычно ассоциировалась с образами исторических дея­телей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать «Грозу» драмой было лишь данью традиции.

Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мел­кую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущ­ный» «честным трудом».

Особенностью трагедии является наличие героя, выдающе­гося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, «человека высшей природы», по мнению Н. Г. Чернышевского, человека «с великим,- а не мелочным характером». Обратившись с этой позиции к «Грозе» А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявля­ется в характере главной героини.

Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим во­ображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к мо­рали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманы­вать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех само­убийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают траге­дию» (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубий­ством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободить­ся от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Еще одна характерная черта трагедийного жанра заклю­чается в очищающем воздействии на зрителей, которое воз­буждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в «Грозе», как сказал Н. А. Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее».

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с еже­секундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно под­черкнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего рус­ского общества, находящегося на переломном этапе своего раз­вития, живущего в преддверии значительных перемен, в ус­ловиях революционной ситуации, которая содействовала осо­знанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, кото­рый писал: «Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, — то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы... Здесь все поднимается до трагедии».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.