Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Окуджава


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Цветовые эпитеты в поэзии Б. Окуджавы


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Каждый писатель рисует мир по-своему. Неповторима и та гамма цветов, которую он использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету — образному определению пред­мета. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.

Настроение автора играет роль цветового фильтра: под его воздействием один и тот же предмет может оказаться и «алым», и «кроваво-красным», и «грязно-красным». Внима­тельно присмотреться к цветовым эпитетам — значит глубже понять поэта.

Слушая песни или читая стихи Б. Окуджавы, сразу обра­щаешь внимание на то, что его художественный мир ярко окрашен. Чаще всего повторяются эпитеты «белый», «крас­ный», «синий», «голубой», «зеленый». Автор выбирает пре­имущественно естественные цвета. Скопление таких опреде­лений не создает пышности и вычурности, а лишь подчерки­вает яркость и пестроту реального мира.

В одном из ранних стихотворений Б. Окуджава нашел применение цветам:

 

...Белую краску возьми, потому что это — начало, потом желтую краску возьми, потому что все созревает,

потом серую краску возьми, чтобы осень в небо плеснула

свинец,

черную краску возьми, потому что есть у начала конец, краски лиловой возьми пощедрее, смейся и плачь,

а потом синюю краску возьми, чтобы вечер птицей слетел

на ладонь, красную краску возьми, чтобы пламя затрепетало,

потом краски зеленой возьми, чтобы веток в красный

подбросить огонь...

( «Как научиться рисовать» )

 

Мы видим, что поэт использует цветовые эпитеты и в прямом, и в переносном значении: «белое» и «черное» озна­чают «начало» и «конец».

В текстах Окуджавы нередко приобретает символический смысл слово «белый». Белый цвет связан с представлением о мире, противостоящем войне:

 

... Наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

(«До свидания, мальчики»)

 

Лишь белые вербы,

как белые сестры, глядят тебе вслед.

(«Песенка о пехоте»)

 

Белый цвет имеет для автора особое значение, потому что несет в себе возвышенную чистоту природы:

 

...Два кузнечика зеленых пишут белые стихи.

Они перышки макают в облака и молоко,

чтобы белые их строчки было видно далеко...

(«О кузнечиках»)

 

Окуджава играет значением оборота «белые стихи». Ис­точником белизны, чистоты становятся облака — частицы неба — и молоко, связанное с домашним уютом. Шуточный рассказ о кузнечиках становится очень серьезным. Это сти­хотворение о том, что стихи пишутся самой жизнью, отра­женной в сознании поэта, а его рукой должны водить самые светлые и высокие чувства.

Эпитет «красный» становится в стихах Окуджавы знаком тревоги, напоминает об огне и крови:

 

...Ты подкинь-ка, смеясь, августовского хворосту

своей белою пригоршней в красный огонь.

(«Стихи без названия 3»)

 

 

Не пугайся слова «кровь» —

кровь, она всегда прекрасна,

кровь ярка, красна и страстна,

«кровь» рифмуется с «любовь».

(«Два великих слова»)

 

Интересно, насколько гармонична поэзия Окуджавы: он одинаково часто использует слова «белый» и «красный», на­полняя мир то чистотой и покоем, то яростной тревогой.

Рисуя картины природы, поэт постоянно обращается к синему и голубому цветам. В его стихах возникают «голубые леса», «синее небо», «синие горы», «майская синева». При­зыв к живописцам: «Окуните ваши кисти в голубое...» — воспринимается как просьба видеть и воспевать красоту при­роды.

Цветовые эпитеты, которые использует Окуджава, помо­гают ему вовлечь читателя и слушателя в мир, где царят чистота и любовь.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.