Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Пленительные образы...» (по поэме «Русские женщины»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Н. Некрасов

 

Николая Алексеевича Некрасова называют певцом жен­ской доли. Многие его произведения посвящены этой теме. Лучшим среди них, на мой взгляд, является поэма «Русские женщины».

 

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

 

Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовав­ших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь. В набега­ющих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рису­ется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию... Сон прерывается суровой страшной прав­дой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, «забытой Богом стороны».

 

Исчезли радужные сны.

Пред нею ряд картин

Забытой Богом стороны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

 

Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой, ис­полненной «наивного ужаса», понять, что та роскошная, праз­дная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое геро­иней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу:

 

У вас седая голова,

А вы еще дитя!

Вам наши кажутся права

Правами не шутя.

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо лошадей!..

На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:

 

не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины иной,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к Родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

 

Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрыва­ется героический характер русской женщины. Воспоминания ,0 Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение:

 

Будь проклят мрачный дом,

Где первую кадриль :

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

 

Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против су­ществующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужест­во, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили ста­рого вояку-губернатора, он восклицает:

 

Я вас в три дни туда домчу...

 

Закончив работу над первой частью поэмы, Некрасов приступил ко второй — «Княгиня Волконская», пользуясь факта­ми из записок княгини. Поэт создает одновременно пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины. В начале поэмы он показывает Волкон­скую юной и прекрасной девушкой — «царицею бала», увлек­шей молодежь «голубым огнем» своих глаз. Он рассказывает о ее браке с Сергеем Волконским, которого она почти не зна­ла, провела лишь первые недели совместной жизни. Сергей не решился посвятить свою юную жену в заговор, она стала догадываться о нем лишь в последний момент, когда при ней муж жег компрометирующие документы. Перенесенное несчастье показало внутреннюю силу характера Волконской. Узнав о трагической судьбе мужа, она не растерялась:

 

Пусть беда велика,

Не все потеряла я в мире.

Сибирь так ужасна, Сибирь далека.

Но люди живут и в Сибири?..

 

Встреча в каземате крепости с мужем окончательно укре­пила ее и придала новые силы. Однако Некрасов показывает, что не одна любовь к мужу заставила принять Волконскую свое решение: муж стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.

 

Я тихо шепнула: «Я все поняла.

Люблю тебя больше, чем прежде...»

«Что делать? И в каторге буду я жить

(Покуда мне жизнь не наскучит)»

«Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить?

(Ведь каторга нас не разлучит?)

«Так вот ты какая!» Сергей говорил...

 

Даже муж удивлен самоотверженностью молодой женщи­ны. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. В «элегантном» и лицемерном ответе Николая она прочла тяжесть своей буду­щей жизни, отсутствие надежды на возвращение. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными:

 

Не знаю, как мне удалось устоять.

Чего натерпелась я... Боже!..

Была из-под Киева вызвана мать,

И братья приехали тоже;

Отец «образумить» меня приказал.

Они убеждали, просили,

Но волю мою сам Господь подкреплял,

Их речи ее не сломили.

 

«Смелое терпение» проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути. Перед ней в дороге прохо­дят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты на­рода. Она слышит и «горькие стоны» матерей и жен, провожа­ющих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, «подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь» и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатле­ния наполняют Волконскую еще большим негодованием про­тив деспотической власти. Это уже не прежняя мечтательно-веселая, избалованная успехом светская девушка, а закален­ная испытаниями, умудренная горестными событиями жен­щина-патриотка. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоот­верженность участников восстания.

 

Он много страдал, и умел он страдать!..

Невольно пред ним я склонила

Колени — и, прежде чем мужа обнять.

Оковы к губам приложила!..

 

Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую таких сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, впервые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение. Замечательное время, замечательные люди! Нам есть чем гордиться в своей истории, есть с кого брать пример высокой гражданственности.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.