Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Кому на Руси жить хорошо» - народная поэма


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку матери­ал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.

Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатле­ние целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художе­ственного мастерства поэта.

Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, про­изошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повество­вания являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытают­ся найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать на­родным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?

Главную роль, то есть роль главного героя художественного произве­дения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стрем­ления народа к свободе. Свобода и счастье - вот два ключевых понятия, .которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье - одно и то же ли рто? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.

Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Не­красова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судь­бу государства.

Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяже­лого труда. Увы, жизнь не стала лучше.

Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной «Счастливые», перед мужиками-правдоискателями чередой проходят «счастливцы»: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного - досыта поесть хоть черного хлеба, для другого - остаться в живых после десяти сражений, для третьего - быть здоровым, для четвертого - «пропустить косушечку», для пятого - быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливы­ми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: «Эй, счастие му­жицкое, дырявое, с заплатами,... проваливай домой».

Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо.

И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свобо­ден. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века.

Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в про­блематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному твор­честву. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: горе лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом». Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части «Пир на весь мир»: песни «Соленая», «Русь», «Бурлацкая» и др. А притча «О двух великих грешниках» стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, прибли­жает читателя к героям - простым людям.

Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен - в свободном труде для каждого человека:

 

«Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!»

 

Роль Некрасова и его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» для даль­нейшего развития русской поэзии исключительно велика. В стихотвор­ной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе - обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Не­красова народно, доступно и понятно каждому.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.