Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Н. А. Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», воспевшим в своих произведениях народные страдания, «поставившим на вид России образы ее кормиль­цев». Некрасов творил в то время, когда в жизни народа на­ступил особенно тяжелый период: в пятидесятые годы насту­пил кризис самодержавно-крепостнической системы, произвол помещиков и страдания народа достигли своего апогея. Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучши­лась: дарованная народу свобода вынуждала их уходить в город на заработки, где ждали нищета, голод и все тот же непосиль­ный труд. Некрасов не мог спокойно взирать на мучения, вы­павшие на долю крестьян, оставаться безучастным к судьбе народа, поэтому народная тема стала важнейшей в творчестве поэта. Она представлена в произведениях Некрасова во всем ее многообразии. Нередко общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. Судьбы некрасовских геро­ев различны, но каждая полна горечи и трагизма. Так, поэт повествует об «огороднике лихом», «погубившем свой век за дворянскую дочь». Герой стихотворения проявляет необычай­ное благородство и силу духа, когда, пойманный около ее «го­ренки», он решил не навлекать на «девицу-красу» позор и принял за это «железный убор на ноги». Другой герой, извоз­чик Ванюха, «парень рыжий», повесился, когда понял, - что купец оставил у него в санях серебро и «он, Ваня, стал бы богат», но «господь справедливый попутал шутя...». Купец счастливый вовремя вспомнил о деньгах, а у Вани, привыкше­го жить в бедности, «помутился ум» при виде серебра, обла­дателем которого он мог бы стать.

Герой же стихотворения «Эй, Иван» пытался покончить с собой, не выдержав жестокого обращения господ. Его нередко били, заставляли делать много тяжелой работы, до старости звали просто Иваном, что унижало его человеческое достоин­ство. В итоге, абсолютно утративший моральный облик, он начал пить и после отмены крепостного права был обречен на жалкое существование...

Особое внимание Некрасов уделяет несчастной судьбе рус­ских крестьянок. В стихотворении «Тройка» поэт воссоздает женский образ, показывает типичную судьбу крестьянской женщины, удел которой — «погрузиться в сон непробудный работы и черной, и трудной». Облик героини, «отцветшей, не успевши расцвесть», воплощает «тупое терпенье и бессмыслен­ный вечный испуг», «бесполезно угасшую силу». Героиня сти­хотворения, как и большинство женщин, вынуждена терпеть не только непосильный труд, тяготы крестьянской жизни, но и побои «мужа-привередника», прихоти свекрови, «гнущей ее в три погибели». «Ничем не согретая», она «сойдет в сырую могилу», пройдя долгий, тяжелый, полный страдания путь. Героиня же стихотворения «В дороге» оказалась загублена господами. Воспитанная в барском доме, «наученная всем дво­рянским манерам и штукам», она, «белоручка и белоличка», отвыкла от трудовой жизни в деревне. Когда же господская дочь вышла замуж, героиню, «мужичку», «воротили на село», где ей «крутенько пришлось». Абсолютно неприспособленная к крестьянскому труду, она не умела «ни косить, ни ходить за коровой», «дело у нее в руках не спорилось», и «безустанная работа», чуждая ей жизнь погубили ее, обреченную на скорую кончину. Трагичной представляется Некрасову и судьба сол­датской матери, воплощенная в стихотворении «Орина, мать солдатская», образ героини которого овеян болью и полон безы­сходности. Сын Орины, Ваня, которого она не видела восемь лет, «воротился больнехонек». Силы его, «детинушки бога­тырского сложения», были «сокрушены тяготами солдатской жизни», и он «погас, словно восковая <...> свеченька», оставив старую мать одну с «великой печалью» в душе.

Так, судьба русских крестьянок в стихотворениях Некра­сова подобна «горя реченьке бездонной». Не может поэт оста­ваться равнодушным и к горькой доле крестьянских детей. «Растущие свободно, ничему не учась», они «рано знакомы с трудами», как мальчик, которого лирический герой встретил в лесу, «в. студеную зимнюю пору». Маленькому мужичку приходится вести хозяйство вместе с отцом, работать под «солнца холодным огнем», чтобы прокормить большую семью. А сколько страданий и отчаяния в «тихом плаче-и жалобах детей», вынужденных работать на фабрике... «Измученные в неволе», они уже не могут «ликовать, резвиться и скакать», а мечтают лишь «скорей воротиться домой», где им, однако, «сладко не забыться»: «встретит их забота и нужда». Детям остается только рыдать, «разрывая на части сердце матери бледной своей...».

В произведениях Некрасова «что ни человек — то мученик, что ни жизнь — то трагедия». В стихотворении «Железная дорога» поэт с горечью повествует о народных страданиях, о голоде, который заставлял людей «надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной». Именно в этих «мирных детях труда», «божьих ратниках», «ограбленных грамотеями-десятниками», «высеченных начальством, задавленных нуж­дой», Некрасов видит кормильцев России, тех, кто обеспечивает ее благосостояние. Он воспевает «привычку к труду бла­городную», призывая «мужика уважать», восхищаться терпе­нием и силой народа, который «вынесет все, что господь ни пошлет»; поэт убежден, что народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе», верит в «пору прекрасную», которая непременно наступит. Но в то же время Некрасов не идеали­зирует крестьян, в изображении народного характера поэт объ­ективен. Он рисует «отрадную картину» «народного счастья», когда после работы «купчина» «выставляет им бочку и недо­имку дарит» и народ с криком «ура» «выпряг лошадей и куп­чину помчал по дороге», по-рабски радуясь его милости. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» лири­ческий герой видит из окна сцену «скорби вопиющей»: мужи­ков, просителей, пришедших издалека, прогнали, так как хо­зяин «не любит оборванной черни», а им осталось лишь «раз­водить беспомощно руками, повторяя: суди его бог!» и терпе­ливо, смиренно идти обратно. Вид этих людей, «несущих не­исходное горе в сердцах», заставляет лирического героя заду­маться о том, что «великой скорбью народной переполнена <...> земля», «где народ, там и стон бесконечный». Герой задается вопросом о народной судьбе: «проснется ли народ, • исполненный сил» или он «духовно навеки почил»? Долго ли будут люди терпеть муки и унижения, «скакать по полям, по дорогам <...> в рудниках, на железной цепи...»? Народное терпение, бессмысленная надежда на барина сатирически И одновременно с горечью изображаются Некрасовым в стихо­творении «Забытая деревня». Все ее жители ничего не могут решить без барина и наивно верят, что он «увидел, как плоха избушка у бабушки Ненилы» и «велит дать лесу», «вернет землицу», которую у крестьян «лихоимец жадный оттягал», справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Так «дело чуть за спором», народ надеется на барина, «который все не едет...». Народная вера в доброго господина, надежда на гос­подскую милость, по сути своей рабская, возмущает Некрасова и вызывает в нем жалость. Именно в смирении народа, в дол­готерпении, покорности поэт видит и вину, и беду крестьян, причину их несчастий...

Посвящая свои произведения народу, Некрасов не только расширяет тематику поэзии, но и вводит новые жанры, такие, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения написаны в форме монолога крестья­нина, что обусловливает необходимость использовать «подлин­но народный язык»: просторечную лексику («варган», «шаль­ной», «уходиться»), диалектизмы. Так поэт достигает макси­мальной достоверности. Создается впечатление, что перед нами — необработанная простонародная речь. Кроме того, поэ­тика Некрасова основана на фольклоре. Им используется мно­жество устойчивых эпитетов («белая рученька», «буйная голова», «девица-краса»), междометий («чай», «тоись»), обра­щений («слышь ты», «понимаешь-ста»), характерных для уст­ного народного творчества, а также анафор, начинающихся с отрицания, типичных для народных песен и частушек («Не гулял я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву...»), своеобраз­ных зачинов («Парень был Ванюха рыжий, // Рослый человек, // Не поддался силе вражей, // Жил бы долгий век»).

Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истин­ную народность, их форма полностью соответствует содержа­нию. «Воспевая страдания народа», поэт делает свои произве­дения яркими и выразительными, достоверно повествуя о на­родной жизни.

Выбирая своей основной темой нелегкую жизнь крестьян, Некрасов, безусловно, обрекал себя на непонятость и отвергнутость. Многие поэты «чистого искусства» видели в его стихах не более чем политическую декларацию, его считали общест­венным деятелем, но не творцом, не художником, ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический талант. Однако Некрасов и сам говорил, что «пишет не для светского общества». Творивший для народа, писавший о народе и во имя народа, этот поэт посвящал свои стихотворения «милли­онам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда», чем и сделал свое творчество неповтори­мым.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.