Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Лирика Некрасова — новый этап в развитии русской поэ­зии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя демокра­тических разночинных кругов, пережившего тяжелые проти­воречия периода распада крепостничества и зарождения бур­жуазных капиталистических отношений.

Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами «чистого искусства», Некрасов неоднократно выступал с поэ­тическими декларациями, в которых подчеркивал демократи­ческий и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырас­тает в трагический символ порабощенного и измученного на­рода.

 

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

 

Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной ми­фологии, а в образе страдающей крестьянской женщины, под­вергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призы­вающая к отмщению.

Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем сти­хотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим мани­фестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта — гражданина, общественного де­ятеля:

 

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

 

Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:

 

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

 

Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.

В своей лирике Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный абстрактный гуманизм, свой­ственный многим поэтам, его современникам.

 

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть, —

 

писал Некрасов.

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, кото­рая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проник­нуто одно из наиболее известных его стихотворений — «Раз­мышления у парадного подъезда», резко разоблачающее само­державно-крепостнический режим. ,

Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завид­ною волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бю­рократически-дворянского общества с его внешним благополу­чием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт показывает наглядно примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой Рос­сии:

 

...некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых...

 

Крестьяне в стихотворении еще забиты и покорны:

 

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

 

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе со­знание необходимости борьбы. Стихотворение завершается ав­торским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крес­тьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

 

«Ты проснешься ль, исполненный сил?»

 

Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приоб­ретают типический характер в цикле стихов «На улице».

Простая будничная сценка, будничная «физиология» сто­лицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности.

Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты, — все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.

Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» поэт рисует типическую картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простой русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зло­вещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства че­ловека.

Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении «Памяти Добролюбо­ва», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, ин­тересам народа, готовность к самопожертвованию:

 

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

 

Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:

 

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил...

Как женщину, ты родину любил...

 

Горение революционера, высокий пафос моральной чисто­ты и величие подвига служения народу сочетаются в образе Добролюбова с разумом, прозорливостью и могучей мыслью революционного деятеля:

 

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

 

Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обра­щается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворе­ние — поэтический памятник новому человеку, революционе­ру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.

Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.

Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассив­ность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней — народ в своем стремлении к счастью, красоте, спра­ведливости. Это стремление у Некрасова приобретает конкрет­ный, социальный характер.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.