Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ста­вит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены кре­постного права. А потому не может поэт обойтись и без описа­ния жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься «счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — го­ворит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жес­токим самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Жесток «жадный, скупой» господин Поливанов, не способ­ный испытывать чувство благодарности и привыкший посту­пать только так, как ему вздумается. В главах «Помещик» и «Последыш» Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в об­суждение острейших моментов социального развития России.

Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы «Помещик», начинается с непо­нимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуа­ции, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о сво­боде крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно «ломается», с издевкой звучат его слова:

 

«...Наденьте шапочки,

Садитесь, господа!»

 

Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о пара­зитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, вла­девший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»:

 

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню, —

 

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

 

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!

 

Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодар­ность крестьян за барскую милость. Все это ушло. «Теперь не та уж Русь!» — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крес­тьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику...» Помещик ры­дает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепост­ного права был для него настоящим горем.

Глава «Помещик» подводит читателя к пониманию при­чин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считав­шего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе «Последыш» Н. А. Некрасов по­казывает, что привычка властвовать так же свойственна по­мещикам, как и крестьянам — привычка покоряться.

Князь Утятин — барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать симво­лом умирающего крепостничества:

 

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

 

Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хва­тил удар:

 

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала,

Соринку он терял.

 

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая по­мещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. «Последыш» становится олицетворением господ­ского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крес­тьян, «Последыш» отдает нелепые распоряжения: приказы­вает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухо­немого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы «Последыша», еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий при­мириться с отменой крепостного права. Глава «Последыш» уточняет смысл главы «Помещик». От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убеди­тельно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостни­ки остались теми же. К счастью, постепенно начинают ме­няться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

 

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая...

 

«Легенда о двух великих грешниках» подводит своеобраз­ный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убий­ство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, по­учает разбойника:

 

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

 

— становится способом очистить от грехов свою душу. Это при­зыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тира­нов.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.