Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, напри­мер, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, по­могает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы по­пробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двена­дцать» .

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер весе­лый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок вос­принимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардей­цев в поэме — это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием — кольцевая компози­ция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.

I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит I сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

 

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

 

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), на­конец, отдельные прохожие: старушка, «буржуй на перекрест­ке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный процесс: про­странство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очерта­ния домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превраща­ется в символ старого мира:

 

•  Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

 

Действие остальных глав заключено в строгие рамки го­родских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петро­граду.

 

А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.

Расширение же символического пространства автор ис­пользует, чтобы событиям, происходящим во внутренних гла­вах, придать вселенский масштаб, а также ввести образ Хрис­та, с которым связана главная идея поэмы: революция воспри­нимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.

В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому мы можем рассматри­вать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, дан­ную в I главе («Черный ветер. Белый снег»):

 

...Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим...

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

 

Образ Христа является выражением того белого цвета, ко­торый мы заметили в самом начале произведения, воплоще­нием светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за бес­порядком, хаосом революционных дней. Отряд — это двена­дцать апостолов революции. А голодный пес — символ всего темного, что остается в старом мире, за дверью, за спинами этих солдат.

Однако может озадачить кровавый флаг в руках Христа, не просто красный, а именно кровавый. Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки следует обратиться к композиции произведения.

Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна: много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

 

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

 

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат за­лихватские крики:

 

Эх, эх!

Позабавиться не грех!..

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

 

А. Блок показывает, что пролитие крови — событие повсе­дневное для того времени. Нельзя, конечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови. Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни рево­люции, поэтому у него в руках кровавый флаг.

Еще один композиционный прием — постоянно меняю­щийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и ро­манса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упо­кой, Господи, душу рабы твоея...»).

В своей работе мы остановились лишь на тех композици­онных приемах, которые, на наш взгляд, наиболее ярко вы­ражают замысел автора. Но даже они убедительно доказывают, что композиция несет важную смысловую нагрузку и играет одну из главных ролей в раскрытии идейного содержания ху­дожественного произведения.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.