Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Мотив — это смысловой элемент, повторяющийся в преде­лах ряда произведений. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многооб­разии, он показывает жизнь всего русского народа, немысли­мого без фольклора. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества, но и многое привнес в него.

Фольклор в поэме — это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В прологе Некрасов ис­пользовал фольклорные мотивы и образы: пеночка (птица счас­тья), скатерть-самобранка, корявая Дурандиха (ведьма), леший — корова с колокольчиком — персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон — герои басен; а черт — это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в прологе присутствуют магические, сакральные числа — семь и три: семь мужиков, семь филинов, семь дерев, четырнадцать свечей (две семерки).

 

Четырнадцать свечей!

У самого костра,

Сидит да черту молится...

 

Свеча — это христианский, священный мотив, а костер — некий языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с на­родом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел, — «Средь мира»), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы (как и в фольклоре).

Семь мужиков — традиционные герои русских сказок — отправляются в путь-дорожку на поиски счастья.

На своем пути мужики встречают попа. Поп сам говорит, что крестьяне называют его «породой жеребячьего», сочиняют про него балагурные сказки и непристойные песни. Сам раз­говор крестьян с попом напоминает сказку Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Поп рассказывает о трудной жизни крестьян. И в его рассказе Некрасов упоминает народную при­мету (крутая радуга) и сам дает примечание.

В конце главы Некрасов использует народный апокриф:

 

Так с бородой козел

Гулял по свету ранее,

Чем праотец Адам,

А дураком считается

И посейчас козел!..

 

В последующих главах («Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь») как бы заговорил сам народ. Каждая реплика говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крес­тьян передают многообразие ситуаций, судеб.

В конце главы упоминаются популярные в народе лубоч­ные издания — «шут Балакирев» и «английский милорд».

На ярмарку приехал балаган, показывающий комедию с Петрушкой, с козой-барабанщицей и не с простой шарманкой, а с настоящей музыкой. Эта комедия представляет собой на­родное творчество. Перед рассказом о комедии Некрасов упо­минает Гоголя, у которого в «Мертвых душах» есть лакей Петрушка (человек из народа, читавший о химии).

 

Хожалому, квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

 

Здесь Некрасов использовал народную пословицу.

В «Пьяной ночи» Некрасов использует народный стих:

 

В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

 

А фраза Ивана «Я спать хочу» взята из свадебной венчаль­ной песни.

На обильном фольклорном материале строится глава «Крестьянка». Для написания этой главы и всей поэмы Некрасов изучил том «Причитания Северного края», собранные Барсовым, основную часть которого составляли причитания известной народной поэтессы Федосовой.

Матрена Тимофеевна — это, наверное, главный народный образ поэмы. Матрена ведет рассказ о своей жизни от собст­венного лица, она сама рассказывает свою историю. Матрена Тимофеевна — резонер Некрасова, она представляет собой голос народа, голос русской женщины. Песня Матрены пере­дает типичность явлений, происходящих в народе. Также по­является хор — голос народа.

Песня — это душа, и Матрена через песни изливает свою душу. «Крестьянка» — это крестьянская народная душа. У Гоголя при появлении Плюшкина начинают появляться ли­рические отступления, а у Некрасова при появлении Матрены появляются песни, потому что поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это народная поэма.

Матрену Тимофеевну можно сопоставить с Савелием. Они оба — богатырские образцы. Савелий — богатырь святорус­ский, герой народных сказок и былин.

Также много песен появляется в последней главе поэмы — «Пир — на весь мир». В песнях «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» возникает образ Бога, греха. Содержание песен соотносится с душевным состоянием народа, со време­нем. И все же поэма кончается добрым временем и добрыми песнями.

Таким образом, получается, что поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма народная и для народа. Оттенок народ­ности ей придают язык крестьян, песни, пословицы, герои сказок и былин. К. И. Чуковский так говорил о Некрасове: «Этот рассказчик до странности не любит рассказывать и всюду, где только можно, поет».

Благодаря мотивам народного творчества Некрасов создал единственную народную эпопею в русской литературе.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.