Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Картины родной природы в лирике Н.А. Некрасова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве кото­рого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощу­щать красоту природы, видеть ее неповторимую пре­лесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, яв­ляется необходимой принадлежностью поэтически ода­ренного человека. Каждый художник по-своему видит • одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ос­лепительную красоту морозного зимнего утра, насла­диться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.

В лирике Некрасова есть много замечательных пей­зажных зарисовок, которые говорят о глубокой и не­жной любви поэта к родной земле. Но природа у Некра­сова не существует отдельно от человека, она постоян­но связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Поэтому у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе. Какова же роль пейзажа в произведениях по­эта? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ран­нему стихотворению Некрасова «Родина». Воспомина­ния о детстве воскрешают в памяти автора «темный, темный сад», «серый, старый дом», который теперь «пуст и глух». Предельно скуп и лаконичен язык, неприв­лекателен пейзаж, лишенный привычных идилличес­ких настроений, которые обычно окрашивают воспо­минания о детских годах. Но в некрасовской «Родине» «знакомые места» напоминают лишь об отвратительной помещичьей жизни, полной «бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства». Аллеи темно­го сада неразрывно связываются в памяти лирического героя с «болезненно-печальным» обликом горячо люби­мой матери, погубленной деспотом-отцом. Понятной становится последняя строфа стихотворения, где поэта не огорчают, а радуют следы разрушения старой поме­щичьей усадьбы.

 

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада, —

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем,

И набок валится пустой и мрачный дом.

 

Гибель этого старого «дворянского гнезда» символи­зирует уничтожение всего того, что ненавистно поэту в крепостнической России — деспотизма, угнетения, рабства. Значит, пейзаж здесь еще более усугубляет мрачные картины современной поэту действительнос­ти, помогая с наибольшей силой выразить его отноше­ние к ней. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию гру­сти и тоски больше всего соответствуют осенние кар­тины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта.

 

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

 

Используя такие изобразительные средства, как эпи­теты и олицетворения, автор наделяет природу чело­веческими чувствами и переживаниями. Безнадежнос­тью, страхом и смирением веет от этой унылой осен­ней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении «Псовая охота», тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения — изоб­ражение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода:

 

Мраком задернуты небо и даль,

Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,

По полю листья — и жалобно стонет...

 

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пей­заж в стихотворении «Несжатая полоса». Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен не­посильным изнурительным трудом.

 

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

 

Шепот созревших колосьев, которые некому уби­рать, рассказывает печальную повесть о судьбе кресть­янина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в сти­хотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, на­легая на соху.

Природа у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским наро­дом о его несчастной судьбе. В «Железной дороге» дей­ствие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.

 

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

 

Здесь пейзаж играет иную роль. Прекрасная карти­на русской осени, в которой «нет безобразья», проти­вопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Приро­да вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении «Рыцарь на час» осенняя природа радует глаз зеленеющей гла­дью, золотой долиной льнов, «величавым войском сто­гов». Это новое настроение, связанное с появившейся на­деждой поэта на коренные преобразования в жизни Рос­сии, находит свое выражение в том, что впервые в некра­совской лирике появляется стихотворение, посвященное весне, — «Зеленый Шум». В нем это самое радостное вре­мя года символизирует не только пробуждение и обновление природы, но и начало новой счастливой и свободной жизни.

 

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

 

В стихотворении «Дома —лучше!» с особой силой заз­вучали патриотические мотивы, горячая любовь к ро­дине, ее могучим лесам, бескрайним полям. Некрасовс­кие пейзажи согреты авторской любовью к той един­ственной стране, в которой он может быть поэтом, ко­торая мила и дорога его сердцу.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.