Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Поэтический образ россии в лирике А. А. Блока


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвя­щает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях, от самых ранних, юношеских, до последних. Отечество для Блока — маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок показывает нам и старую Русь, и революционную Россию, охватывая боль­шой период истории. Он не оставил вниманием даже та­кое отделенное от нас веками событие, как Куликовская битва.

У Блока существует цикл стихотворений «На поле Кули­ковом», где в каждом слове чувствуется неизбывная любовь к Родине. «О, Русь моя! Жена моя!» — так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. «На поле Куликовом» — произ­ведение, где Русь предстает в дыму и крови, истерзанной, но гордой.

Совсем другой представляется нам страна в стихотво­рении «Русь». Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы. Это загадоч­но, дико, страшно, но в то же время прекрасно. Однако за сказочными картинами скрывается печальный образ ни­щей, убогой жизни. Он проглядывает лишь за отдельными словами: «под заревом горящих сел», «утлое жилье». А раз­гадка той тайны, о которой стихотворение, в том, что:

 

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

 

Для того чтобы постичь «живую душу», нужно не просто наблюдать за нею, нужно разделить с русским народом его жизнь, его судьбу.

В стихотворении «Россия» страна открывается еще с од­ной стороны. Этот образ будет близок каждому, кто хоть раз был в деревне, ехал по разбитой проселочной дороге. Поэт все­го в нескольких строфах, но очень живо передал облик рус­ской деревни с ее «расхлябанными колеями» и «серыми изба­ми». Такие картины остаются правдивыми и по сегодняшний день. Помимо любви к Родине здесь видна вера в ее силу и несокрушимость («...не пропадешь, не сгинешь ты»).

Образ России все время незаметно переплетается с жен­ским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна «прекрасной незнакомке», к которой поэт обращается в сво­их ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока — понятия неразделимые и одинаково значимые.

Нередко Блока сравнивают с Лермонтовым, Некрасовым. Многие исследователи ищут параллели в их творчестве. Можно, конечно, найти немало сходства в форме стихов, но главное — их содержание. Любовь к Отчизне, почти обоже­ствление ее — вот что объединяет Блока, поэта «серебряного века», с его предшественниками.

А. А. Блок жил в революционное время. Он чувствовал грозу, носившуюся в воздухе, наступление Октября. И он пишет:

 

Я верю: новый век взойдет

Средь всех несчастных поколений.

 

Закономерным было возникновение поэмы «Двенадцать». Блок размышлял в ней о дальнейшей судьбе России. Это про­изведение до сих пор трактуется неоднозначно. Даже сам автор, как известно, сомневался в правильности выбора образов.

Блок — символист, его поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: «Черный вечер. Белый снег». Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказу­емость, белый — чистота, духовность, свет. В поэме встреча­ется и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это — цвет крови.

Старый мир уподобляется шелудивому псу. Его пытаются прогнать — он бредет следом, не отстает.

Рваный ритм стихов призван отразить поступь револю­ции. Строки то рвутся вперед, то замедляют ритм. Это — «музыка» тех дней, сама атмосфера революции.

Кульминация поэмы — появление двенадцати апостолов в образе двенадцати солдат (или наоборот?). Во главе их — Иисус Христос. Блока осуждали за это, он и сам колебался, но понял — этот образ единственно верный. Тут Христос вы­ступает не как некая религиозная фигура, сверхчеловек, Сын Божий. Этот образ лишь позволяет поэту оправдать револю­цию с точки зрения высшей справедливости.

«Двенадцать» — неоднозначное произведение. Кто-то ви­дел в нем «поэму революции», кто-то — нет. Одни осуждали без всяких оговорок, другие же, наоборот, безапелляционно признавали поэму лучшим творением автора. Бесспорно одно — Блок показал Россию в совершенно новой ипостаси.

Постепенно Родина у Блока из простушки, у которой «плат узорный до бровей», превращается в страну фабричных труб и заводских стен. Поэт много размышлял о национальной промышленности и видел в ней путь к обновлению.

Таково видение поэтом России. Сначала это страна ни­щих деревень, разбитых дорог, колдунов, позже — страна фаб­рик, заводов, нового мира. Страна революции.

Блок воспевал Россию как прекрасную женщину с мно­жеством ликов. Он видел в этом свое призвание. Это еще один автор, полностью посвятивший свое творчество род­ной стране. Его лучшие строки — о Родине. Поэтому лирика Блока не может потускнеть со временем и навсегда останется классикой русской литературы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.