Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лескова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Очарованный странник» — одно из крупнейших про­изведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя пи­сателя, подлинно русского человека. Интерес к националь­ному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий — поиск такого развития России, ко­торое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Дви­жение личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном заглавии повести — «Оча­рованный странник». Такой позицией обусловлено посто­янное обращение Лескова к опыту фольклора и древнерус-[ской литературы.

Сопоставление «Очарованного странника» с каноничес­ким житием подводит к мысли, что писатель с «точностью до наоборот» воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии. Жи­тие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рас­сказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу. С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо видение, подтвер­ждающее его избранность. Как будто бы то же происходит и с Иваном Северьянычем - он молитвенный и обещан­ный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место его стран­ствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств постоянно совершал серь­езные преступления, хотя в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невин­ного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет •«Оча­рованного странника» — это рассказ Флягина о своей жиз­ни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин мо­жет проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники — «маленькие великие люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за спра­ведливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заб­луждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, со­здает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в са­моотверженных подвигах, в способности справиться с лю­бым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине — таковы замечательные черты лесковского странника.

Важным для понимания писательского замысла явля­ется путешествие, странствие как основа сюжета. В древ­нерусской литературе слово «путь» предполагало по край­ней мере два значения, которые условно можно обозначить как географическое и нравственное. Географическое — это познание мира, представлений о нем. Нравственное значе­ние предполагает самопознание и самосовершенствование, его итог — внутреннее преображение. Именно так А. Ни­китин, отправившийся по торговым делам, познакомив­шийся с другой верой, не только расширил свой кругозор, но и испытал себя. То же пересечение двух целей путеше­ствия мы находим и в странствиях Ивана Флягина, оттого что он проходит по европейской России от черноземных степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода, от столиц до Кавказа и астраханских солончаковых пустынь, оттого что действует в самой пестрой национально-этни­ческой среде: встречает символическую масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван Флягин влеком по просторам родины некими властными силами, которые со­общают драматизм его судьбе. Но, с другой стороны, герою присуща пытливость самопознания. Он не однажды заду­мывается над тем, почему его жизнь складывается так, а не иначе. Скитания Флягина, как и его предшественников в древнерусской литературе, явились поиском счастья и выходом из трудных жизненных ситуаций.

Есть в «Очарованном страннике» черты, роднящие по­весть с летописью, — это связано с особенностями пове­ствовательной манеры. Рассказчик здесь превращается в хроникера, излагающего события последовательно, как ле­тописец, под определенным углом зрения, хотя его речи и несут на себя яркий отпечаток личности повествователя, что было неприемлемо в летописи. Создавая главного ге­роя повести, Лесков видел в нем русского богатыря. Он с первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциации с Ильей Муромцем. Биография его вме­стила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого коня-«людоеда», и ратные подвиги, и спасение близ­ких ему и вовсе чужих людей и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души «бе­сами». А еще он переживает искушения чарами земной красоты. И все страждет от сознания собственного несовер­шенства, и все идет «от одной стражбы к другой», не сги­баясь и не подламываясь, идет навстречу подвигу, способ­ному достойно увенчать его яркую жизнь. Структура «Оча­рованного странника», где приключения с жестокостями, убийствами следуют одно за другим, напоминает сюжетное построение былин. Былинный герой, как известно, облада­ет необыкновенный силой. Создавая образ Флягина, Лес­ков также использует гиперболу, описывая возможности Ивана Северьяныча. Он обладает и силой, и выносливос­тью (эпизод жизни у татар, «спор» с татарином), и наход­чивостью (эта черта сближает его с героем былины Новгородского цикла — Садко). Воинская доблесть, необходи­мая богатырю, проявилась во время службы Ивана Северьяныча в армии. Ему под силу оказались самые неосуще­ствимые операции. Сила же заключена в его органической связи с живой национальной стихией, с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями, которые уходят в далекое прошлое. Таким образом, повесть «Очарованный странник» написана в лучших традициях фольклора и древ­нерусской литературы. Лесков творчески подходит к пере­осмыслению опыта, накопленного литературой. Это позво­ляет создать противоречивый, но прекрасный характер про­стодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.