Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лескова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Повесть Лескова «Очарованный странник» была на­писана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в се­бя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северья­новича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. «Это был человек огромного роста, с смуглым откры­тым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпа­ке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий де­душку Илью Муромца», — пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится из­вестна жизнь этого человека. Он родился «в крепост­ном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери «мо­литвенным сыном», Иван был с самого рождения пред­назначен для служения Богу. Но судьба жестоко обо­шлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совер­шает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела он не был виновен в своих преступлени­ях. Кажется, что этого человека преследует злой рок.

Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий ста­рец: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя на­стоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обе­щание за тебя и пойдешь в чернецы».

Причиной многих поступков Флягина была огром­ная природная сила, которая «так живчиком и перели­вается» по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснув­шего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и гра­финей в Воронеж, их повозка чуть не срывается в про­пасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозя­ев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва.

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства он попадает в плен к татарам. Мы видим, как в плену он начинает испытывать тоску по родине. Он говорит: «...домой хочется... тоска сделалась, особен­но по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает да по шатрам спит, а я подниму у своего шат­ра полог и гляжу на степь...

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой от­коль ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

И хотя прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), все равно его тянуло на ро­дину. Поэтому герой убегает из плена, как только у не­го появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: «Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Вера для русского человека всегда имела большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться». «Так молишься, — го­ворит Иван, — что даже снег инда под коленками про­тает и где слезы падали — утром травку увидишь».

Этот герой много испытал на своем веку. Широкая душа этого человека, его умение видеть прекрасное раскрывается при его встрече с Грушей. Он сумел по­нять ее, проявить самоотверженную любовь и предан­ность. Иван очень сильно переживал гибель Груши, не вынесшей измены любовника — князя. После гибе­ли цыганки Иван бредет неизвестно куда, погружен­ный в думах, как бы ему «постраждовать». На пути он встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный по­двиг его представляют к награде, производят в офице­ры. Но Иван все равно не доволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей са­мопожертвования, ему «за народ очень помереть хо­чется».

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умираю­щий старец, и обрел успокоение в монастыре.

На примере «очарованного богатыря» Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского нацио­нального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. По моему, в этом образе очень хорошо показана широ­та русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.