Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается да­леко не сразу. По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств - аллегорий, метафор, гипербол, - символы многозначны. Рассмотрим свое­образие блоковской символики на примере поэмы «Двенадцать».

После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением толь­ко что произошедшего, пишет статью «Интеллигенция и революция», по­эму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы», в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).

Поэма «Двенадцать» стала своеобразной песней революции, хотя ав­торскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме -это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет «страшный мир». Вьюга, ветер, пурга - все создает тревожную обстановку:

 

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

 

Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:

 

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

 

Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом «на брюхе», бур­жуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на «льду» революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпус­кает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.

Вообще, двенадцать - ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Возникает впечатление о «пограничном» числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это кос­венно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:

 

Эх, эх, без креста...

 

Но это, скорее, антиапостолы - с винтовками вместо креста, уголовни­ки, убийцы: «На спину б надо бубновый туз». Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Хрис­тос с «кровавым» флагом. И так идут эти «грешные апостолы» - из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.

 

...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

 

А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:

 

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!

 

И пес к ним не зря пристал. Пес — символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: «Уйди, штыком пощекочу...», -а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо тпудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенад­цать красно1рмейцев - олицетворение новой жизни. Им приходится пе пеступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, «страшного мира». А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: «И от пули невредим, и за бурей невидим, ...в белом венчике из роз впереди - Исус Христос».

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.