Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Герои нашего времени» — социально-психологический роман


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Каждый литературный герой (если речь идет о большой литературе) — всегда любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего ге­роя частичку своей души, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый литературный герой неизменно не­сет в себе черты своей эпохи и своего окружения: жи­вет согласно с себе подобными или «выламывается» из общепринятых схем социального поведения. Так, в ро­мане Пушкина «Евгений Онегин» живет и действует молодой человек 20-х годов: умный, образованный, принадлежащий к высшей аристократии, но неудовле­творенный существующей действительностью, потра­тивший лучшие годы своей жизни на бессмысленное и бесцельное существование. Появление такого героя вызвало в обществе и литературных кругах двадцатых годов целую бурю страстей. Не успели еще они утих­нуть, как на свет явился новый герой, но уже герой тридцатых годов XIX века — Григорий Печорин из ро­мана М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

И опять та же судьба: трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, по­иски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразити­ческое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности. Вслед за ни­ми в литературе появляется целая галерея героев свое­го времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Бол­конский и Пьер Безухов — лучшие представители пе­редового дворянства из романа Льва Толстого «Война и мир».

Почему же до сих пор споры об Онегине и Печори­не очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой. Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования вол­нует всех, независимо от того, в какое время мы жи­вем, о чем думаем и мечтаем.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная часть романа — «Днев­ник Печорина». Впервые в русской литературе появля­ется такое беспощадное обнажение героем своей лич­ности. Переживания героя анализируются им же со «строгостью судьи и гражданина». Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувст­ва кипят в груди моей». Привычка к самоанализу до­полняется навыками беспрестанного наблюдения за ок­ружающими. В сущности все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают удачей. Такова ис­тория с Бэлой, история победы над Мери. Похожей бы­ла психологическая «игра» с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразли­чен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Пе­чорин рассуждает о том, что «честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напы­щенная гордость».

Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического романа в стихах о современ­ности, то Лермонтов является автором первого со­циально-психологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной анализа психологического вос­приятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны сво­его поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплод­ность деятельности.

Реализм «Героя нашего времени» во многом отли­чен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сто­рону бытовые элементы, историю жизни героев, Лер­монтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изобра­жает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени.

Мятежная натура Печорина отказывается от радос­тей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «про­сит бури». Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, собы­тий, ощущений. Самоанализ необходим современному человеку, чтобы верно соотнести свою судьбу и пред­назначение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений — настоя­щая трагедия для героя и его поколения.

В «Дневнике Печорина» открывается живая, слож­ная, богатая, аналитическая работа разума. Это дока­зывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он говорит: «Мы не способны более к вели­ким жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эта же мысль повторя­ется у Лермонтова в стихотворении «Дума»:

 

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

 

Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли о том, что М. Ю. Лермонтов так рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий Пе­чорин не смог найти применения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился... А ведь, вер­но, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные», — пишет он. В этой неудов­летворенности собой и лежат истоки отношения Печо­рина к окружающим людям. Он равнодушен к их пере­живаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал, о таких молодых людях: «Дву­ногих тварей миллионы, для них название одно».

Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине мож­но сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким увидел свое поколение Лермонтов.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.