Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа. Однако портрет - это не только описание его внешности, но и знакомство с его жизнью, это его чувства и поступки. Он способствует раскрытию внутреннего мира героя. Портрет - это то, что делает возможным представить читателю героя как личность. Для допушкинской эпохи характерен живописный портрет: краткий, с малым количеством деталей. В нем преобладали лишь детали, говорящие непосредственно только о личности героя. Пушкин в своих произведениях наряду с живописным портретом создает психологичес­кие портреты, которые получили широкое распространение в литературе XIX века. Он является основоположником новых портретных тенден­ций: комплексного, видимого, невидимого портретов. Одним из последо­вателей пушкинской традиции является Лермонтов, что наиболее ярко и полно проявляется в его романе «Герой нашего времени».

Так как выбор портрета обусловливается жанром произведения, то в «Герое нашего времени» мы видим целую галерею героев, описание кото­рых зависит от жанра данной повести и той задачи, которую ставил перед собой автор в этой части романа. Так, в «Бэле» портреты часто живопис­ны. Например, Бэла - героиня одноименной повести, была «высокая, то­ненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Или описание Казбича: «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то, как бес! Беш­мет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде...» Лермонтов не описывает детально героев, но и такие портреты достаточно колоритны и многое могут сказать о герое.

В повести центральное место занимает психологический портрет Пе­чорина, в котором подчеркивается противоречивость во внешнем и внут­реннем мире героя. Во внешних противоречиях второй рассказчик, более наблюдательный, чем Максим Максимыч, видит отражение противоречий внутреннего склада характера: «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом сто­личной жизни, ни бурями душевными», «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного челове­ка». «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характе­ра». «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». «С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30... Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, -признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». «В его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся». Эти описания позволяют отчасти проникнуть во внут­ренний мир Печорина. Рассказчик особое внимание уделяет глазам: «Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском..., то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холод­ный, взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый».

Немного ранее дается портрет Максим Максимыча: «На нем был сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятиде­сяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказ­ским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». Этот портрет реалистический. Именно в нем Николай I хотел видеть «героя нашего времени». Портрет Макси­ма Максимыча — последний портрет, представленный рассказчиком, проез­жим офицером, все остальные описания будут даны самим Печориным в его дневнике - «Журнале Печорина», где он уже сам будет являться рас­сказчиком.

Сначала мы встречаемся с девушкой-контрабандисткой, которую ге­рой назвал «моя ундина». Ее портрет чисто романтический: «На крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка». Герой характеризует ее как «странное существо», но особо выделяет ее глаза, которые, казалось, «были одарены какою-то магнетическою властью», но при этом девушка «коварно улыбалась». «Моей певунье казалось не более 28 лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные ру­сые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно, правильный нос, - все это было для меня обворожи­тельно. Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозри­тельное».

А портрет Грушницкого, скорее, пародия на романтический, так как сам герой антиромантический, а склонность к романтизму в нем доведена до карикатурности: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль». В его портрете много деталей: толстая солдатская шинель, костыль, хромота. Эти жизненные детали не вписываются в романтический портрет Грушницкого. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И кото­рые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение». Описание внешности этого героя - первое в череде встречающихся во вто­рой части дневника Печорина, в «Княжне Мери».

Портрет княжны Мери романтический, таков и образ героини. Основ­ной деталью ее портрета являются «бархатные глаза». Но ее описание не лишено черт реализма: она одета «по строгим правилам вкуса: ничего лишнего». Есть в повести еще один женский образ, портрет которой так­же тяготеет к романтическому: «На каменной скамейке сидела женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо». А черная родинка еще больше добавляет романтизма в портрет героини.

Одно из последних описаний внешности — это портрет Вернера. Этот образ сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется, как другие персонажи. «Вернер был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные...»

Таким образом, можно сделать вывод, что в романе Лермонтова «Ге­рой нашего времени» преобладают романтические портреты, что обуслов­лено творческим методом писателя. Портрет главного героя Печорина — психологический, что обусловлено жанром произведения. Именно он слу­жит средством характеристики героя наряду с другими средствами психо­логического анализа.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.