Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственная проблематика в романе «Герой нашего времени»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В любом обществе существовали свои неизменные нравст­венные законы. Человека, нарушившего их, считали уже не­полноправным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно.

Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лер­монтов сам настаивает, что Печорин — уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика.

Обладая вполне романтической внешностью — «среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказы­вали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы» и т. д. — он живет очень сложной духов­ной жизнью — это тоже романтическая черта.

Лермонтов несколько раз заостряет наше внимание на том, что Печорин — герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступ­ки — это не достоинства героя, как было в эпоху романтизма, но и не его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю, что же повлияло на Печорина. В этом его главное отличие от Пушкина, пытающегося разбить миф о романтическом герое в своей поэме «Цыгане».

Все, за что бы ни брался Печорин, оборачивается несчас­тьем людям, находящимся рядом с ним.

В повести «Бэла» он рушит жизнь самой Бэле, ее отцу и Казбичу. В повести «Максим Максимыч» Печорин подорвал веру старика в молодое поколение.

В повести «Тамань» его действия приводят к неприятному изменению жизни контрабандистов.

В повести «Княжна Мери» он убивает Грушницкого и рушит жизнь княжне Мери и ее матери.

В повести «Фаталист» Печорин предсказывает смерть Вуличу, что потом и происходит на самом деле.

Нравственные проблемы встают и при отношениях Печо­рина с женщинами.

Например, с княжной Мери он с самого начала поступил подло. Печорин ведь никогда не любил ее, а просто использо­вал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Дикарка красавица была очередным экспериментом, при­хотью Печорина. Он думал, что эта новая дикая и экзотичес­кая любовь поможет ему побороть одолевавшую его скуку. Но этого не произошло, потому что лечение любовью было для Печорина пройденным этапом.

В отношениях с контрабандисткой — Ундиной прослежи­вается вообще довольно странная позиция Печорина по отно­шению к женщине. Забыв о том, что перед ним существо, которое гораздо слабее его, Печорин вступает с женщиной в настоящую физическую борьбу. Даже уже замужняя женщи­на — Вера не смогла спасти Печорина от пресыщения жиз­нью.

Женщины играли в жизни Печорина роль своеобразного индикатора.

В моменты, когда он был полон сил и энергии, никаких женщин в его жизни не было, и лишь в моменты скуки или назревающей трагедии (как в главе «Фаталист», когда Печо­рин после разговора с Вуличем встретил очередную девушку во дворе дома, что и явилось дурным знаком), в такие момен­ты женщины появляются в жизни Печорина одна за другой.

И что характерно, каждая женщина открывала какие-то новые страницы в характере Печорина. Он совершенно не исчерпывал себя своим показным эгоизмом и холодностью поступков. В Печорине было что-то другое, что могло при-|влечь к нему истинно русского человека — Максима Максимыча, который, по идее, должен был бы ненавидеть высоко­мерного молодчика. Но этого не происходит, потому что Максим Максимыч видит в Печорине прежде всего его личные |качества. Поэтому и обида, нанесенная старику, особенно сильно ранила его.

Интересны также взаимоотношения Печорина и Груш­ницкого.

Вообще Грушницкий — вполне удавшаяся пародия на Пе­чорина. Своим жалким поведением он, с одной стороны, под­черкивает благородство Печорина, а с другой — как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Кроме того, надо обратить особое внимание на сцену их дуэли. С давних времен дуэль — это защита чести, но ни в коем случае не убийство, чем на самом деле была дуэль Грушницкого и Печорина. В своем дневнике Печорин упомянул, что он специально выбрал такое место, чтобы один из них не вернулся с дуэли.

Мало того, что этот поступок можно назвать преднамерен­ным убийством, он еще и недостоин нравственного человека. Вначале этой главы Грушницкий своим поведением, как уже было сказано, подчеркивает изящество Печорина, но ближе к окончанию главы этот миф рассеивается самим Грушницким.

Таким образом, можно сказать, что Печорин в какой-то степени человек безнравственный, тем более что он сам об этом говорит, называя себя «нравственным калекой». Печо­рин понимает, что все люди, встреченные им, оказываются в конечном итоге игрушками в его руках.

Печорин даже и не думает изменять линию своего пове­дения, хотя прекрасно осознает, что за свою жизнь он причи­нил людям только зло, но эта самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.