Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Григорий Печорин — герой своего времени


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лер­монтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свобо­домыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати «Героя наше­го времени» А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?»

«Герой нашего времени», — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их разви­тии». Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пу­стые занятия. Автор показал в романе типичного моло­дого человека того времени — Печорина. Каков же ге­рой начала XIX века в представлении Лермонтова?

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключа­ется еще несколько историй, он разжалован, снова от­правляется на Кавказ, затем некоторое время путеше­ствует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во мно­гом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княж­ны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Поче­му же так получилось?

Ведь Печорина можно назвать весьма неординар­ным, умным, волевым человеком. У него широкий кру­гозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печо­рин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничье­му столу, должен умереть или сойти с ума...»

Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо «мирных» контрабандистов, похищает Бэлу, до­бивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что по­ступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: «...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице при­знаки дурных свойств, которых не было; но их предпо­лагали — и они родились... я стал скрытен... я стал зло­памятен... я сделался завистлив... я выучился ненави­деть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...»

Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он «сделался нравственным кале­кой». В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленско­му, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли».

Таким образом, можно сказать, что типичный моло­дой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы не­объятные», а с другой стороны — это эгоист, разбиваю­щий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и «злой гений» и в то же время жертва общества.

В дневнике Печорина мы читаем: «...Первое мое удо­вольствие подчинять моей воле все, что меня окружа­ет; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». Его внимание к женщинам, жела­ние добиться их любви — это потребность его честолю­бия, жажда подчинить своей воле окружающих.

Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Пе­чориным и Верой стояла преграда — Вера была заму­жем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.

Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее». Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и за­плакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинства­ми и недостатками. «Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий», — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь боль­шинства людей, с которыми близко сходился Печорин...

В минуту грусти Печорин рассуждает: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она сущест­вовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками стра­стей пустых и неблагородных». И в самом деле, было ли у Печорина «назначение высокое»?

Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из цен­тральных мест в галерее литературных образов «лиш­них» людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отра­зилась трагедия целого поколения молодых талантли­вых людей, не нашедших себе достойного применения.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.