Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Поэма «Мцыри»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэтический мир Лермонтова — это тревожный мир иска­ний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших

философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

Это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Даже скалы, го­ры, утесы, потоки, реки, деревья — вся природа живет в его произведениях. Основной пафос в творчестве Лермонтова его современник видел в «нравственных вопросах» о судьбе и правах человеческой личности. Все это в полной мере от­ражено в романтических поэмах Лермонтова: «Мцыри», «Демон», «Боярин Орша». Остановимся подробно на образе Мцыри.

В поэме «Мцыри» действие развивается в двух планах: то­ска по идеалу, романтическая мечта о далекой, прекрасной и неведомой родине; реальные блуждания юноши-горца, бежав­шего из монастыря. Мцыри не просто тоскует по родному краю, поэма насыщена чувством родины:

 

Я цель одну

Пройти в родимую страну —

Имел в душе.

 

Это «родимая страна» такой же поэтический образ, как и образ бури в стихотворении «Парус»: «А он, мятежный, про­сит бури...» Мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду тревог и битв, жажду бури, то чувство вечной неудовлетворенности до­стигнутым, которое живет в человеческой душе вечно и кото­рое было особенно обострено у лучших людей первой четверти XIX века.

Впечатления от природы Кавказа, быта его жителей, ар­хитектуры — все послужило Лермонтову для создания роман­тической поэмы. Жизненная основа «Мцыри» придает произ­ведению яркость, выразительность, убеждает читателей в его реальности. Впервые у Лермонтова так органично сольются романтическое и реальное начала, впоследствии это станет от­личительной чертой его творчества.

 

Немного лет тому назад,

Там, где сливался шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.

 

Монастырь сохранился и сейчас. Внутренний вид его да­ет яркое ощущение поэтической действительности, созданной Лермонтовым. Особенно поражают расположенные высоко от пола узкие, длинные окна, забранные решетками: тюрьма! ...В тесной темной церкви во время утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, и ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи. А там, в вышине, на решетчатом окне, иг­рало солнце:

 

О, как туда хотелось мне.

От мрака келий и молитв,

В тот чудный мир страстей и битв...

 

Образ монастыря был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, «подрезает крылья», ме­шает свободному полету духа, лишает права на жизнь и борь­бу. Создавая свой поэтический мир, Лермонтов не фотографи­ровал действительность, он отбирал нужные для замысла чер­ты, насыщая их новым смыслом. Но именно благодаря конк­ретным чертам местности поэту удалось правдиво и убедитель­но показать побег Мцыри:

 

Сквозь пары

Вдали чернели две горы.

Наш монастырь из-за одной

Сверкал зубчатою стеной...

 

Мцыри был вынослив, как и его сородичи. Он хорошо по­мнит родные места. Мечтая о доме, юноша все время смот­рит на восток. Мцыри—«душой дитя», существо, полное жажды жизни; «судьбой монах» — человек, обязанный отка­заться от жизни. В этом заключается трагизм поэмы. Но он еще и пленник, раб и сирота. Вся жизнь в монастыре была подготовкой Мцыри к побегу. Давным-давно решил он бе­жать, чтобы отыскать свою родину, близких и родных:

 

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

 

В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней показано упоение в бою и вели­кий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. С уважением говорит Мцыри о достоинствах противника:

 

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битее следует бойцу!..

 

Мцыри бьется с барсом, как было принято драться в его ауле, и он побеждает:

 

Но ныне я уверен в том.

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов...

 

Эти слова могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, как в тюрьме.

 

На мне печать свою тюрьма

Оставила...

 

В других исторических условиях и он бы мог стать героем.

В поэме «Мцыри» Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной роди­ны от блаженства в раю:

 

...за несколько минут

Между крутых и темных скал...

 

В звуковых повторах воспроизведен самый шум потока, |его затихающая вдали мелодия. Мы представляем себе, как (этот «усиленный грозой» ручей двигается и ворочает камни |на своем пути:

 

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

 

Музыкальность описанию придает картина утра:

 

Запели птички; и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы...

 

И кажется, будто в предрассветном тумане навстречу дню вместе с пробужденными цветами поднимет голову и шагнет Мцыри — бунтующий и прекрасный герой Лермон­това.

 

Трудами ночи изнурен,

Я лег в тени. Отрадный сон

Сомкнул глаза невольно мне...

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.