Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



...Борьба есть условие жизни...

В. Белинский

 

Поэма — один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принад­лежать к эпосу — таковы «Полтава» А. С. Пушкина, «Хорошо!» В. В. Маяковского, с другой — к лирике, куда можно отнести «Руслана и Людмилу» и «Цы­ган» А. С. Пушкина, «Орину, мать солдатскую» Н. А. Некрасова, «Соловьиный сад» А. А. Блока. «Анна Онегина» С. А. Есенина и «Двенадцать» А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называ­ются лиро-эпическими. А Н. В. Гоголь вообще эпи­ческие «Мертвые души» назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначно­сти этого художественного произведения.

Есть еще одна любопытная подробность, подме­ченная при знакомстве с творчеством многих рус­ских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпичес­ким или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы «Кому на Руси жить хорошо» неоспорим), А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский (лиризм поэм «Облако в штанах», «Человек» стал осозна­ваться лишь в наше время) и многие другие.

Жанр поэмы — один из любимейших в творче­стве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лер­монтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продол­жал экспериментировать в своем любимом жанре.

Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романти­ческой поэмы: «Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова», «Мцыри», «Демон».

Для романтической поэмы характерны такие чер­ты, как острые конфликты, лежащие в основе сюже­тов, ведущее положение героя, личности исключи­тельной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы.

Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо счи­тается поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ее про­блематика связана с центральными мотивами твор­чества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лиричес­кий герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха («Исповедь»), пленника монастырской тюрьмы («Боярин Орша»).

Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак ра­венства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это ярос­тный протест героя против оков, наложенных на него.

Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы — «Демона»), не может быть святым путь, ступить на который чело­века заставили — таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного.

«Мцыри» — апофеоз лермонтовского романтиз­ма. Герой поэмы — могучая личность, противосто­ящая окружающему миру.

Действие разворачивается на Кавказе, среди воль­ной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принима­ет того образа жизни, который вполне удовлетворя­ет монахов монастыря:

 

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

 

Романтический мотив единения человека с при­родой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцы­ри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бе­режно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к «крутым и темным скалам», к плодород­ным долинам. Эта духовная связь с родиной — глав­ная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, пото­му что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву — утрату бессмертия души:

 

Увы! за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

 

Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уде­лом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свобо­долюбивой, волевой личности жизнью:

 

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?

Жил и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

 

Эти три дня полной, абсолютной свободы позво­лили герою узнать себя. Он вспомнил детство: вне­запно открылись ему картины младенчества, про­веденные в отцовском доме:

 

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул.

 

Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ре­бенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюб­ленным, который с восторгом смотрел на «деву гор». Он был во всем сыном своей земли и своего народа:

 

...да, рука судьбы

Меня вела иным путем...

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних молодцов.

 

Удивительные превращения происходят с чело­веком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливос­ти, да и где бы он мог эти качества проявить? По законам романтизма, герой проявляет свою «одну, но пламенную страсть» в исключительных обстоя­тельствах, какими стали для Мцыри и побег из мо­настыря во время гроз< > «в час ночной, ужасный час», так напугавший мс?нахов, что они «ниц лежа­ли на земле», и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.

Предчувствие неудачЛ побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталки­вается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:

 

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи пгемнота

Сквозь ветви каждого куста...

 

Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне впи­сывается в романтический канон: жизнь героя оп­ределяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а доброволь­ный уход из мира «келий душных и молитв» в мир чистой природы:

 

Ты перенестъ меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист...

 

В офазе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя.

Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравни­вая себя с «цветком темничным», познавшим губи­тельную «сладость бытия», но не отказавшимся от этого искуса:

...Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок.

В этих словах — трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, приняв­шего неизбежность своего поражения, но отвергше­го компромисс.

Поэтому основная идея поэмы заключается в про­славлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим резуль­татам они ни приводили человека.

Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри «позорно-рав­нодушному» поколению «смиренных рабов». Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому все­гда будет волновать сердца людей.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.