Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэма «Мцыри» - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одино­чества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и сво­боды.

Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, «просит бури», подобно парусу, не удовлетворя­ясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:

 

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

 

Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной во­лей. Только вне монастыря он жил.

И лирический герой стихотворения «Парус» не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

Разве не так же Мцыри, «как брат, обняться с бурей был бы рад»? В этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стрем­ление к активному действию - вот в чем поэт видел смысл жизни. Имен­но этим высоким смыслом автор наполнил и поэму «Мцыри»: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, «где люди вольны, как орлы», Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели.

Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения «Лис­ток», оторванным от «ветки родимой» и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: «Грозой оторванный листок». Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича. Одинок белеющий «в тумане моря голубом» парус, «один и без цели» носится по свету дубовый листок... И герой поэмы одинок:

 

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок... —

 

причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым «не сойтиться никогда». Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении «На севере диком сто­ит одиноко...», выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной «прекрасной пальме».

Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен «немолчный ропот», «вечный спор» потока «с упрямой грудою камней», дума скал, жаж­дущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит «зубцы далеких гор» и бледную полосу «меж темным небом и землей». Природа настолько пробуждает «прилежный взор» Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить «ангела по­лет» . Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворе­ния «Когда волнуется желтеющая нива...». Он воспринимает пейзаж «сла­достным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, вели­кой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу:

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

 

Но самой большой любовью для Мцыри была та «одна- но пламен­ная страсть», что «изгрызла душу и сожгла», — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:

 

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

 

Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении пред­смертный монолог героя стихотворения «Завещание». Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его «судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен». Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к «родному краю», ему единственному раненый посылает свой последний поклон.

Таким образом, поэма «Мцыри» идейно-тематически связана с лири­кой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и «позорно-малодушному» по­колению Лермонтова, которое «вянет без борьбы» и о котором великий поэт сказал горькие слова:

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.