Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Единство человека и природы в поэме «Мцыри»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого на­правления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотноше­ние мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым тради­ционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутренне­му миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физичес­кую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о «естественном человеке», сталки­вающемся с губительной силой цивилизации. Но в лер­монтовской поэме оказывается невозможным и возвра­щение человека к «естественному» состоянию. Он пред­ставитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоре­чив и глубок, чем традиционный.

Итак, человек и природа — два особых мира, суще­ствующих одновременно и в гармонии, и в противобор­стве, и это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».

 

Немного лет тому назад

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

 

Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры». Вскоре в монас­тырь привозят мальчика, который

 

...был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

 

Сравнение с серной дает понять, что это дитя не при­живется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «пле­ну». «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее предоп­ределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спо­койно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной». Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обите­ли «осенней ночью». У романтиков ночь — символ тя­желой, мучительной жизни человека, одинокого, ли­шенного друзей и защиты, символ опасностей и враж­ды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?

Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душ­ных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев...». Мцыри вос­принимает природу одухотворенно. Для него деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в че­ловеческом обществе.

 

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

 

Лермонтов наделяет героя поэмы собственной спо­собностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен по­нимать красоту природы, умеет ценить и понимать кра­соту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцы­ри говорит, что юная грузинка была «стройна... как то­поль, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Ге­рой хотел войти туда, «но... не смел». Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще каждый час». «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота...». Эта гипербола переда­ет ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждеб­ной ему стихии. Гармония человека и природы разру­шена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.

Мцыри был сам «как барс пустынный, зол и дик», си­лен так же, как и зверь. В минуту опасности он почув­ствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наи­большей силой раскрывается героическая суть характе­ра героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продол­жал путь.

Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заб­лудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не спас че­ловека, испорченного миром человеческого общества, «цивилизацией». По мысли Лермонтова возврат к ди­кой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоя­щей, свободной жизнью. Ведь Мцыри— «цветоктемнич­ный», на котором «тюрьма оставила печать», поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не толь­ко прекрасный мир, но и грозная сила, постигать кото­рую непросто. Интересно то, что все эти три дня «воль­ности» между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.

Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

 

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет...

 

В эти последние минуты для Мцыри нет ничего бли­же природы, для него ветерок с Кавказа — единствен­ный друг и брат.

Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь при­роду. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир ге­роя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведо­мые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.

Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с при­родой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.