Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: В чем Мцыри видит счастье?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонто­ва. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделен­ную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на уны­лое монастырское существование, которое было совер­шенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они от­няли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о «мучи­тельном недуге» пленного ребенка, его физической сла­бости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, «могучий дух», который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая состав­ляет основу поэмы.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрас­на ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет ро­димся мы»:

 

..Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

 

Также Мцыри стремился познать самого себя. И это­го он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

 

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была 6 печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

 

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Перед юно­шей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает вни­мание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют ге­роя, в его памяти сохраняются «пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голу­бого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с приро­дой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, ко­торые не дано было ему познать в обществе людей:

 

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

 

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «стра­данье голода», и смертельную схватку с барсом. Уми­рая, юноша просит перенести его в сад:

 

Сияньем голубого дня

Упъюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

 

Привет прощальный мне пришлет... Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него вете­рок с Кавказа — единственный друг и брат.

На первый взгляд может показаться, что герой по­терпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел — в бо­ренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцы­ри одерживает нравственную победу.

Таким образом, счастье и смысл жизни главного ге­роя поэмы заключается в преодолении духовной тюрь­мы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные чер­ты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, по­пытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутрен­нюю свободу человека.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.