Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.
У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: «Я родину люблю, и больше многих». Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины.
В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в поэме «Мцыри» герой говорит о том, что он «знал одной лишь думы власть», имея в виду «думу» о возвращении на родину, желая прижаться «с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной». Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении «Листок» этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный «от ветки родимой», «засох и увял». Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди «зеленых ветвей», «райских птиц». Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от «страстей и страданий». Так, он сравнивает таких людей с тучами («Тучи»), которым всего лишь «наскучили нивы бесплодные», и они, «вечно холодные, вечно свободные», мчатся «в сторону южную».
Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России. Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: «В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Стихотворение «Родина» - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов («ни слава, купленная кровью»), религиозными идеалами («ни полный гордого доверия покой»), а также принципами славянофилов («ни темной старины заветные преданья»). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство («но я люблю - за что, не знаю сам»). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою «странную любовь». Добролюбов писал о Лермонтове: «Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно». В стихотворении «Родина» поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: «безбрежные леса», «разливы рек, подобные морям». «Родина» - одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют «проселочные пути», «белеющие березы», «желтая нива», «полное гумно». В «Родине» продолжены слова я мысли Пушкина из главы «Путешествие Онегина». Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: «Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор». «Родина» Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что «любит - что, не знает сам», то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.
Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. «Прощай, немытая Россия...» - смелое обвинение российской действительности, это протест против «рабов, господ», против преданности народа «голубым мундирам» (жандармам).
Созвучно стихотворению «Прощай, немытая Россия» и произведение Лермонтова «Предсказание», имеющее реальную историческую основу - крестьянские «холерные бунты». Оно также направлено против «короны царей», против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания.
Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» поэт описывает свое детство в Тарханах, «родные все места»: «барский дом», сад, «спящий пруд», «темную аллею». Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со «свежим островком» среди пустыни.
Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» он пишет, обращаясь к горам: «Облаками меня одевай, вы к небу меня приучили»; а также: «Как я любил твои горы, Кавказ!». Восхищался поэт и «снегами» и «далекими льдинами утесов», и «путями неизвестными над пропастью», и «покрытой льдом безымянной рекой», и чистым воздухом.
Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении «Москва, Москва...» он писал: «Москва - моя родина и такою будет для меня всегда...»
Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: «Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...»
В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения «Осенняя воля» Блок восклицает о родине: «Как и жить и плакать без тебя!». В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении «Русь» Россия Блока колдовская, таинственная. Она «и во сне необычайна», «дебрями окружена», в ней «народы» «ведут ночные хороводы», «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях». Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: «зарево горящих сел», «ведьмы тешатся с чертями», «девушка на злого друга точит лезвеё», «нищета страны родимой» и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. «В лоскутах ее души скрываю наготу», - говорит герой поэта.
Блок писал, что в России для него «жизнь или смерть, счастье или погибель». И наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина». Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: «О, нищая моя страна... О, бедная моя жена...» («Осенний день»). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только «прекрасные черты» и «разбойную красу», но и «избы серые», «лес да поле». Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока «избы, крытые соломой». Блоковская «Россия» начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: «вязнут спицы... в расхлябанные колеи». Облик России двоится в понимании Блока: это страна с «лесами да полями», а также красавица-крестьянка с «платком узорным до бровей» и «мгновенным взором из-под платка».
В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, «разбойная». Но это положительная черта: «не пропадешь, не сгинешь ты» («Родина»). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока «На поле Куликовом». Он пишет: «И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем». Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.
И у Блока, как у Лермонтова, есть предсказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении «В огне и холоде тревог». Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. «Пусть день далек», но поэт верит, что «новый век взойдет».
От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что «страшный мир» погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: «старый мир, как пес безродный стоит» и «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
Эти мысли содержатся в поэме «Двенадцать». Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.
|