Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевав­ший патриотические чувства и настроения, создавший вос­хитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший гран­диозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный «блоковский» оттенок «жизни в безжизненном». Блок наделял способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению. Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки — числа, цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наибо­лее полно и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной Октябрьской социали­стической революции поэме «Двенадцать».

С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий:

 

Черный вечер.

Белый снег...

Черное, черное небо...

 

Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и не­чисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:

 

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек...

В зубах — цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

 

Такая карточная масть красного цвета символизирует не­волю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добро­вольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, кото­рая оправдывает любые средства.

При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый - мо­нархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:

 

Впереди с кровавым флагом,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

 

Символичным является и звучание революции. Вой вью­ги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай «пса голодного» как символа старого мира в глазах революционе­ров, постоянные выстрелы: «трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!» — все это музыка революции, атональная и неритмичная. По­добной неритмичностью и атональностью отличается и пост­роение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподв­ластный, варварский, но все равно истинно народный:

 

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!..

 

Но, пожалуй, самым символичным в поэме «Двенадцать» является ее название. Это число, подобно различным агре­гатным состояниям одного и того же вещества, предстает пе­ред читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом «двенадцать», это двена­дцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последую­щих, и, хотя поэма есть последовательное изложение собы­тий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысло­вую и эмоциональную нагрузку. Также число «двенадцать» — это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количе­стве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя заду­маться над смыслом этого числа. Нечто миссионерское ца­рит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

 

..И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

 

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свя­то верят в праведность идеи, которой они служат. Они, слов­но крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистичес­кое будущее «огнем и мечом». Далее читатель узнает имена двух из двенадцати:

 

Стой, стой!

Андрюха, помогай!

Петруха, сзаду забегай!..

 

Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подво­дят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульмина­ция и одновременно развязка наступают в последней строке: «Впереди - Иисус Христос». Двенадцать красногвардейцев — это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них — новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. «Верую, ибо абсурдно», — говорил Тертуллиан. Двенадцать апосто­лов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, — вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать».

В «Повести о Великом Инквизиторе» — одной из глав романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — описа­но, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламе­ни. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть ис­кажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь по­стигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.