Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Родина для Лермонтова — понятие широкое и многопла­новое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление револю­ционного подвига («10 июля 1830»), возвеличение былого мо­гущества России («Новгород», «Приветствую тебя, воинствен­ных славян...»). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении «Монолог» поэт приходит к неожидан­ному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талан­тов:

 

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

 

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противо­поставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огром­ной духовной силы нации. В стихотворении «Бородино» про­тивопоставлены «нынешнее время» и время «былинных» бо­гатырей:

 

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

 

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихо­творении постоянно звучит местоимение «мы» — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной пси­хологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

 

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

 

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» Они с любовью вспоми­нают о погибшем командире:

 

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

 

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем без­нравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лер­монтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоре­чивость, сложность своего отношения к Родине:

 

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ...

 

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

 

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

 

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стра­не покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении «Родина» Лермонтов называет свое от­ношение к Родине «странной любовью». Стихотворение по­строено на противопоставлении «казенного патриотизма» и естественного человеческого чувства. Картины истинной Рос­сии ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

 

Умом Россию не понять...

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.