Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ поэта в творчестве М.Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих по­этов. М. Ю. Лермонтов - не исключение. Довольно многие его стихотво­рения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лер­монтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.

Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина. Это было обусловлено осо­бенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора.

Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, про­низывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопо­ставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о сво­ем одиночестве, о непонимании его толпой.

Лермонтов - романтик, и его герой - романтик, одинокий человек, жи­вущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не прием­лет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.

Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе.

Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении «Смерть поэта», сделавшем Лермонтова известным:

 

Погиб поэт! - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой...

 

Эти строки - начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто «оклеветал» поэта. Его гонители, «толпою жадною стоящие у трона», «сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар», а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого сти­хотворения - обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения. Ведь Дантес, «убийца хладнокровный», — часть этой толпы — ...хладнокровно

 

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

 

Это стихотворение - прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его «свободный, смелый дар». Совсем еще юный Лермонтов не боится обви­нить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.

За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова «Пророк». Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотво­рение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и «глаголом жечь сердца людей». Лермон­тов как бы продолжает повествование Пушкина:

 

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:

 

...Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу

Как птицы, даром божьей пищи.

 

Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.

Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова - антитеза, противопоставление благородного и низкого, воз­вышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопостав­ляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там нахо­дит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении «Поэт», в котором автор пользуется символом-иносказа­нием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает «отдел­кой золотой», вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, «на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В про­шлом голос поэта-гражданина звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Именно в этом заключалась задача по­эзии - быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выпол­няет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-по­этов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». Он обращается с вопросом к современным поэтам:

 

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

 

Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное пред­назначение поэта - откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе не­понятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.