Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Обзор творчества


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэт в России больше чем поэт.

Е. Евтушенко

 

Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок»,—скажет о себе другой русский поэт — Сергей Есе­нин. Если перефразировать это высказывание, то о Лермонто­ве можно сказать: «Как мало пройдено дорог, как много напи­сано...» Он был необыкновенно одаренным человеком: поэтом, художником, музыкантом. Кому многое дано, с того и спрос больше. Поэт был очень требовательным к себе, к своему да­ру, ко всему, что выходило из-под его пера. Лишь после траги­ческой гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает печатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно совершенными, чтобы печатать рядом с про­изведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитаться в поэзию Лермонтова, она поражает своей самобытностью, оригинальностью и прекрасным литератур­ным языком. В каком бы жанре ни работал Лермонтов, все у него получалось гениально. Он приходит в литературу в конце тридцатых годов XIX века, после разгрома декабризма и в период жесточайшей реакции. Это очень сказалось на харак­тере его творчества, тематике произведений: одиночество, не­понимание окружающих, отсутствие единомышленников,— все это как в зеркале отразилось в лирике раннего периода: «Жалобы турка», «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко сосна». Чтобы по­нять свое время, Лермонтов пытается разобраться в истории России. Он обращается к эпохе Ивана IV . В «Песне про купца Калашникова» отчетливо прослеживается желание автора ра­зобраться в истоках деспотизма, вседозволенности неограни­ченной власти. Произведение написано в форме старинной пес­ни. Соблюдены все древние каноны: повторы, традиционные метафоры, язык и ритм. Интересны образы героев — самого Степана Парамоновича Калашникова, его жены Алены Дмит­риевны, Кирибеевича и, конечно же, Ивана Васильевича. Пре­красно воссозданы нравы и обычаи того времени: пиры царя, быт купечества, сцена кулачного боя.

Кирибеевич, остановив на улице Алену Дмитриевну, пре- красно понимает серьезность своего поступка. Он позорит ни в чем не повинную женщину (явилась домой простоволосая). Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью, молодо­стью. Здесь скорее вседозволенность, неограниченные права цар­ского слуги — опричника. Совершенно в ином ключе решен об­раз купца Калашникова. Он степенный человек, заботящийся о семье, преданный царю слуга, смелый и гордый человек.

Степан Парамонович выходит на кулачный бой защитить честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником:

 

Нет у меня ни брата, ни отца,

Ни матушки — ты один у меня заступник.

 

Еще не начав бой, Степан Парамонович одерживает мо­ральную победу над Кирибеевичем.

— Я вышел убить его,— говорит купец царю, не пытаясь оп­равдаться, объяснить свой поступок. Он не скажет о причинах, не станет трепать и позорить доброго имени жены. И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору. Какова же царская милость? Казнили Степана Парамоновича... А братьям его раз­решили беспошлинно торговать — такова милость тирана.

Современники поэта видели в «Песне...» аналогию проис­ходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности вла­сти, в деспотии. Но поэзия Лермонтова никогда не была морализаторской. Поэт никому не навязывал своих идей. Каждое поколение находит в его поэзии отражение своих идей и взгля­дов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Ин­терес к его произведениям.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.