Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Куприна А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественное мастерство А. И. Куприна


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александра Ивановича Куприна мы знаем как при­знанного мастера короткого рассказа, автора замеча­тельных повестей. В них он создал широкую многопла­новую картину русской жизни конца XIX — начала XX века. «Человек пришел в мир для безмерной свобо­ды творчества и счастья» — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти мотивы нашли свое отражение в творчестве Ку­прина.

Куприн пишет о любви с присущим ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психоло­гии людей. Его мастерство проявляется в описании каждой детали события, в точной характеристике лю­дей и окружающей их обстановки. Мне бы хотелось по­казать это на примере его замечательного произведе­ния «Гранатовый браслет» — рассказа о большой не­разделенной любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Начало рассказа глубоко символично: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг на­ступили отвратительные погоды, какие так свойствен­ны северному побережью Черного моря». Описание па­смурной, сырой, очень плохой погоды имеет огромное значение. За образом «молодого месяца» могла скры­ваться главная героиня рассказа Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, а пасмурной пого­дой была вся ее жизнь...

«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, бе­зоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле». Эта перемена и есть та са­мая роковая любовь, о которой идет речь в рассказе. Причем Куприн указывает на неожиданность такой пе­ремены. Так же неожиданно ворвалась в жизнь княги­ни Веры Николаевны любовь неизвестного ей человека.

Саму княгиню Веру Николаевну Куприн описывает как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «.„Вера пошла в мать, красавицу англичан­ку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холод­ным лицом, прекрасными... руками». Вера Николаевна изображается Куприным как женщина, достойная на­стоящей, «святой» любви. Куприн создает также яркий портрет генерала Аносова — «тучного, высокого, сереб­ряного старца». Не удивительно, что именно генералу, человеку, умудренному жизненным опытом, предстоит заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинст­венного незнакомца более серьезно. Своими размышле­ниями о любви генерал способствует тому, что его внучка может с разных сторон посмотреть на свою жизнь с Василием Львовичем.

Генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пере­секла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Именно генералу автором доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: истинная любовь крайне редка и доступна только не­многим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою веру Вере Николаевне.

Скорая развязка истории, длившейся более восьми лет, наступает, когда Вера Николаевна получает пода­рок на день рождения. Этим подарком был символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о кото­рой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила «покойная матушка». Кроме того, старинный браслет имеет свою ис­торию: по семейному преданию он обладает свойством сообщать дар предвидения носящей его женщине и ох­раняет ее от насильственной смерти. И Вера Николаев­на в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн-художник для усиления этого предсказания сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями». И кня­гиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклица­ет: «Точно кровь!»

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова гене­рала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопро­сом: что это было — любовь или сумасшествие? По­следнее письмо Желткова ставит все на свои места: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно по­слать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с любо­вью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя твое!»

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн мастер­ски создает несколько символических образов, на кото­рых строится фундамент повествования и которые не­сут в себе весь его идейный смысл. В нем автор прояв­ляет себя как талантливый художник, умеющий не только раскрыть самые глубинные человеческие чувст­ва, но и вселить в читателя веру в их чистоту и возвы­шенность.

В своих произведениях Куприн воссоздает окружа­ющую действительность во всех мелочах. Наблюда­тельность автора порой поражает нас. А бывает, ма­лейшая деталь может сказать о человеке все. Напри­мер, «чистый, милый, но слабый и жалкий» подпоручик Ромашов из «Поединка» думает о себе в третьем лице. И сразу перед нами предстает образ немного смешного, неуверенного в себе молодого человека, который хотел бы казаться значительным. А необычный дар Олеси из одноименного рассказа подчеркивается тем, что она не имеет ничего общего с местными «дивчатами, лица ко­торых носят такое однообразное испуганное выраже­ние». Олеся уверена в себе, в ее движениях присутст­вует благородство, изящная умеренность,

У Куприна мы находим также замечательные за­рисовки природы, так или иначе связанные с описы­ваемыми им событиями. Описание чудесного вино­градника и восхода солнца в «Суламифи» предшест­вует появлению красивой девушки, звонкий голос которой сливается с многоголосьем природы. С полес­ской колдуньей Олесей мы встречаемся на фоне таин­ственного леса, создающего впечатление необычности всего происходящего. Расцветающая весенняя приро­да сопровождает зарождение любви Олеси и Ивана Тимофеевича, а прощаемся мы с героями, когда бу­шует стихия.

Художественное мастерство Куприна, я думаю, бе­рет истоки в его глубоком знании жизни. Он любил и принимал жизнь такой, какая она есть, и впитывал ее всем своим существом. Поэтому созданные Куприным образы настолько живые, что мы сопереживаем им как близким людям.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.