Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



России суждено пережить муки,

унижения, разделение; но она выйдет

из этих унижений новой и

по-ново­му — великой.

А. Блок

 

Поэма Александра Блока «Двенадцать» была на­писана в первую зиму после октябрьского перево­рота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно не­допустимые ранее отношения, когда правда ока­зывается на стороне вчерашних рабочих, ощети­нившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок. Данная поэма очень своеобразна и слож­на для восприятия. Автор поэмы — философ-идеа­лист, считающий жизнь понятием вечности, подоб­ным могучей реке.

Весь текст построен на контрастах:

 

Черный вечер,

Белый снег,

Ветер, ветер!

 

или

 

Эх, ты, горе-горькое,

Сладкое житье,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

 

Реальный мир разделен на две контрастные поло­вины. Конкретным проявлением действительности яв­ляется «буржуи на перекрестке», «голодный пес», пуб­личный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. В то же время «свя­тое» начало революции связано с идеей обновления.

Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Хри­ста, первые двенадцать последователей его — апосто­лов — все это ознаменовало 2000 лет назад начало но­вой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обнов­ление общественного сознания: вместо языческих веро­ваний и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. С одной стороны — мир отживший заслуживает унич­тожения. Поэт радуется, что на смену этому безобраз­ному миру идет нечто новое, возможно, более совершен­ное. С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым:

 

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

 

Блок написал непривычно сжатую поэму, но по масштабам истинного отображения действительно­сти эта поэма более значима. Она состоит из двенадцати главок, которые отличаются друг от друга и лек­сикой, и стихотворным размером. Диапазон лексики необычайно широк — от торжественных интонаций:

 

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

 

до грубых вульгаризмов:

 

Гетры серые носила,

Шоколад «Миньон» жрала,

С юнкерьем гулять ходила

С солдатьем теперь пошла!

 

Главки разнородны, но в целом эта стилистиче­ская разобщенность призвана дать реальное отобра­жение действительности. В поэме можно найти эле­менты фольклора, тюремной лирики, частушки, вульгаризмы. Здесь рядом с революционным пафо­сом свободно «уживается» стихия деклассированных низов, и все проявления жизни взяты в каких-то не­значительных деталях, как в настоящей действитель­ности. В этом произведении, как и следовало ожидать, существует основной стержень. В поэме не только идет речь о факте обновления мира, но и передан не­посредственно сам процесс обновления. Важное ме­сто занимает мысль о том, что свобода есть, но свято­го начала еще нет:

 

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

 

В конце поэмы возникает, еще недоступное лю­дям начало духовного обновления. Христос, появля­ющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, имен­но он символизирует обновление...

Группа из двенадцати человек, ассоциирующих­ся с апостолами, творит страшные деяния на своем пути: убийство Катьки, грабежи и поножовщина. В этом проявляется их связь со старым миром — ми­ром дикого, необузданного, злого. Блок осркдает нрав­ственное убожество двенадцати браво шагающих молодцов, но именно поэтому он ставит во главе их Иисуса Христа. Некоторые могут решить, что поэт ратовал за религиозность народа, за его веру в бога. На самом деле это не так. Христос в поэме выступает лишь как символ нового, символ духовного обновле­ния нации. Эти двенадцать красногвардейцев еще не видят Христа, для них вообще нет практически ниче­го святого:

 

... И идут без имени святого

Все двенадцать вдаль,

Ко всему готовы,

Ничего не жаль,

 

Красногвардейцы еще не осознают того обнов­ления, которое они, по мнению поэта, несут народу, но они несомненно несут его. Именно поэтому

 

Впереди — с кровавым флагом

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвъюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди Исус Христос.

 

Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глу­биной прозрения. Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление. И в своей поэме он говорит о существо­вании у революции врагов, которых она должна унич­тожать. Но конкретно обозначить их не удается. В поэме выражена тревога о том, что где-то есть вра­ги, и это ощущается теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то и враг вскоре будет найден.

И «враги» нашлись и внутри страны, и внутри партии большевиков. Они методично уничтожались, начиная с 20-х гг. и кончая 53-м г. Ими стали, в част­ности, и многие из тех, кого сегодня принято отно­сить к величайшим и талантливейшим представите­лям искусства и культуры того времени. Блок сам стал жертвой революции, которую принял всем сердцем: большевики не дали ему разрешения на проезд в Финляндию на лечение.

Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей П9эме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожида­ний. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.