Рейтинги по стоимости обучения, ИЮЛЬ 2007© АНО НРА "РейтОР"На основе информации о стоимости обучения, полученной от приемных комиссий московских вузов[ 1 ], построены рейтинги вузов по критерию планируемой на 2007/2008 учебный год стоимости обучения по нескольким направлениям подготовки. Исходные положения и ограничения:
ЮриспруденцияЮриспруденция – один из лидеров в рейтинге наиболее популярных направлений подготовки среди абитуриентов (см. материалы НРА "РейтОР"). Согласно недавним исследованиям, уровни стоимости обучения по юриспруденции – наиболее высокие в московских вузах. В это направление входит множество специализаций, к которым студент придет лишь к третьему курсу. Рейтинг вузов по стоимости обучения: ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Место Наименование вуза Специалитет/ бакалавриат, стоимость год 1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ 245 000 2 225 900 3 225 000 4 220 000 5 220 000 6 180 000 7 180 000 8 Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации 176 000 9 159 400 10 150 000 11 128 000 12 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 118 000 13 105 000 14 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина 100 000 15 93 000 16 Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова 90 000 17 84 480 18 Московский государственный университет геодезии и картографии 82 500 19 81 000 20 80 200 21 80 000 22 77 250 23 76 700 24 71 500 25 56 000 26 54 500 27 53 000 28 50 820 29 50 000 30 45 000 31 39 600 * МосГУ дает информацию о стоимости обучения лишь в первом семестре (42500 руб.), во втором стоимость будет повышена на 10%...15%, соответственно в таблице приведена минимально возможная стоимость, равная удвоенной стоимости первого семестра. По сравнению с прошлым учебным сменился «лидер» в максимальной планке стоимости обучения: МГИМО сменил ГУ-ВШЭ, причем эта планка выросла с 210 тыс. руб./год до 245 тыс. руб./год. До сих пор юридические направления подготовки остаются своего рода донорами вузов. Программы подготовки бакалавров в опрошенных вузах реализуются лишь в МГИМО, ГУ-ВШЭ, РУДН и СГА, причем РУДН несколько снижает стоимость подготовки бакалавра, а ГУ-ВШЭ и СГА готовят только бакалавров от юриспруденции: МГИМО – 245 тыс. руб./год Некоторые новые и негосударственные юридические вузы (Российская академия правосудия, ИМПЭ им.Грибоедова, Российский институт адвокатуры) устанавливают довольно высокие (более 3 тыс. долл./год) уровни стоимости обучения в силу того, что их выпускники востребованы работодателями; высокая востребованность специалистов в сфере юриспруденции наблюдается и на юрфаках брендовых технических вузов (МГТУ им.Баумана, МИИГАИК, МИИТ), готовящих юристов, специализирующихся в сфере интеллектуальной собственности, землеустройства, транспорта и др. Вернуться к списку направлений подготовки Экономика и управлениеСогласно опросам агентства «РейтОР», это направление подготовки является наиболее популярным среди абитуриентов. В силу того, что это направление включает в себя довольно много специальностей (см. ОКСО), и именно здесь наблюдается максимальный разброс в заявленных уровнях стоимости (сразу закладываются относительно непопулярные специализации и сверхпопулярные, к которым в первую очередь следует отнести «Мировую экономику»), так что при построении рейтинга пришлось ориентироваться на максимальные уровни стоимости, исключая преподавание мировой экономики в некоторых вузах. Данное направление подготовки включает в себя мировую экономику, национальную экономику, экономику труда, финансы и кредит, маркетинг и многое другое. Интервал между минимальными и максимальными значениями уровня стоимости обучения составляет от 10% до 30% в разных вузах. Рейтинг вузов по стоимости обучения: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ * Для МосГУ приведен удвоенный уровень стоимости за первый семестр. Наличие в таблице Московского государственного вечернего металлургического института не должно вводить в заблуждение: он готовит специалистов в том числе и по очной форме обучения. По этому направлению подготовки собраны данные по всем вузам-лидерам, включая ГУ-ВШЭ и МГИМО, которые продолжают удерживать звание самых дорогих вузов страны по самому престижному направлению подготовки. Следует отметить, что в МГИМО принята единая ставка стоимости обучения по всем практикуемым специализациям, поэтому не наблюдается сильного превышения уровня стоимости преподавания «Мировой экономики» по сравнению с прочими. Вернуться к списку направлений подготовки Информационные технологииНаправление подготовки включает прикладную информатику, компьютерную безопасность, организацию комплексного обеспечения информационной безопасности, автоматизацию, роботехнику и пр. Перечень самых дорогих вузов по направлению подготовки ИТ довольно пестрый, и включает в себя наряду с МЭСИ, ГУУ, РЭА им. Г.В.Плеханова, АНХ, даже Российскую академию правосудия. Вернуться к списку направлений подготовки Электронная техника, радиотехника, связьВплотную к ИТ примыкает эта высокотехнологичная отрасль, представленная мощными техническими вузами, поднимающими уровень стоимости на вполне приличную высоту. Рейтинг вузов по стоимости: ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА, СВЯЗЬ
Интересно, что в это же направление подготовки входит и специализация «наноматериалы»; по ней готовятся специалисты в МЭИ (53200 руб./год), МИСИС (49000 руб./год) и МИЭТ (40000 руб./год). Вернуться к списку направлений подготовки Геология, разведка и разработка полезных ископаемыхРейтинг вузов по стоимости обучения: ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Высокая планка стоимости, задаваемая МГУ, объясняется требованием контрольно-финансовых органов устанавливать стоимость обучения на коммерческой основе не ниже уровня бюджетного финансирования. Вернуться к списку направлений подготовки Металлургия, машиностроение, обработка материаловРейтинг вузов по стоимости обучения: МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ, ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ Вернуться к списку направлений подготовки Сфера обслуживанияЕще одно новое направление подготовки, приобретающее растущую популярность, особенно в свете Сочинской олимпиады и особого внимания государства к развитию рекреаций и туризма.
* Для МосГУ приведен удвоенный уровень стоимости за первый семестр. Вернуться к списку направлений подготовки Транспортные средстваРейтинг вузов по стоимости обучения: ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Вернуться к списку направлений подготовки ЭнергетикаРейтинг вузов по стоимости обучения: ЭНЕРГЕТИКА
Вернуться к списку направлений подготовки Естественные наукиРейтинг вузов по стоимости обучения: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Вернуться к списку направлений подготовки Социальные и гуманитарные наукиРейтинг вузов по стоимости обучения: СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
* Для МосГУ приведен удвоенный уровень стоимости за первый семестр. Вернуться к списку направлений подготовки Культура, искусство, дизайнРейтинг вузов по стоимости обучения: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ДИЗАЙН
* Для МосГУ приведен удвоенный уровень стоимости за первый семестр. Вернуться к списку направлений подготовки Архитектура и строительствоРейтинг вузов по стоимости обучения: АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Вернуться к списку направлений подготовки Авиационная и ракетно-космическая техникаРейтинг вузов по стоимости обучения: АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Комментарии Именно в ходе вступительной кампании Рекомендация Счетной Палаты, выработанная в ходе проверки МГУ им.М.В.Ломоносова, предписывает устанавливать стоимость обучения на коммерческой основе не ниже стоимости бюджетного места. Пока это относится только к МГУ, но и другие сильные вузы также принимают этот ориентир, что вызывает заметный рост стоимости обучения по техническим и естественно-научным направлениям подготовки. Следует отметить отсутствие полной информации о планируемом числе первокурсников (бюджетная и коммерческая основы), что значительно затрудняет оценку емкости «рынка высшего образования» Москвы. Экономика и Управление наряду с Юриспруденцией и ИТ остаются самыми дорогими (для родителей абитуриентов) направлениями подготовки, то есть продолжается заложенная в середине 90-х практика обеспечения выживания вуза за счет популярных и некапиталоемких специальностей. Правда, в настоящее время трудно утверждать, что московские вузы «выживают», подавляющее большинство государственных вузов чувствует себя достаточно уверенно, обеспечивая постоянный приток как бюджетных средств, так и внебюджетных. Инвестиции в образование, в будущее детей приобретают все более системный характер. Популярные специальности, реанимировавшие в 90-е отечественную систему ВПО, остаются основными финансовыми донорами вузов, хотя Министерство образования и науки РФ считает эти специальности «избыточными». Миф о принадлежности этих популярных направлений подготовки новой, постиндустриальной экономике создан, имеет право на существование и активно развивается. А дело родителей – не только отыскать растущие из года в год инвестиции, но и пособить любимому чаду в поиске местечка, позволяющего не только вернуть, но и преумножить инвестиции. В семьях с высоким доходом сильнее ориентация на экономику и право, другие гуманитарные специальности, с низкими доходом - на технические специальности. Среди поступающих на экономику, право и другие гуманитарные направления, достаточно высока ориентация на карьеру и интерес. Для тех, кто выбрал технические и естественные специальности - ценность карьеры не так высока, но заметно срабатывание такого важного мотива как высокий профессионализм, потребность (воспитываемая семьей и еще не утраченная) стать классным специалистом в определенной области. Программы государственной поддержки наук (хотя бы тех же нанотехнологий) способствуют увеличению притока абитуриентов на естественно-научные и высокотехнологичные направления подготовки, что, в свою очередь, позволяет ректоратам повышать уровни стоимостей по ним – в полной противофазе с увеличением бюджетных расходов на эти же направления подготовки. Растет популярность, кто-то занимает бюджетные места, а кто-то приходит на платные с постоянно возрастающим уровнем стоимости. В условиях роста спроса на высшее образование и доли выпускников школ, поступающих в вузы, специализация и качество обучения становятся решающими в оценке неравенства доступа к образованию. Сбор информации по стоимостям обучения даже в Москве сопряжен с значительными трудностями, что же тогда говорить о масштабах всей страны. Поэтому, к сожалению, не удается нарисовать адекватную картину функционирования московской системы ВПО. Возможны лишь некоторые рыночные оценки. Приведенные уровни стоимостей обучения показывают тенденцию к значительному росту, по некоторым особо популярным направлениям подготовки, объемов финансовых ресурсов, обращающихся в сфере ВПО. Объемы финансирования вузов за счет предоставления платных образовательных услуг становятся соизмеримыми и по некоторым направлениям превышают бюджетные вливания. То есть можно говорить о том, что в России начинает складываться образовательный бизнес, и ведущую роль в нем играют государственные вузы. Министр образования и науки А.Фурсенко, приглашая бизнес в сферу образования, заявил по этому поводу (источник – www.inauka.ru, 17.12.2004):
Но затем А.Фурсенко заметно меняет позицию (Финансовая Россия, 28.08.2006):
Министерство образования и науки РФ так и продолжает выстраивать регуляторную политику в сфере ВПО - в попытках сохранить неустойчивый баланс между образованием как социальным благом и образованием как бизнесом. С одной стороны в Конституции заявляется о равном доступе к бесплатному высшему образованию, а на деле этот доступ превращается в соревнование кошельков. Министерство продолжает размышлять о возможных моделях реформирования, а в это время вузы снимают громадную ренту с брендов, созданных в советские времена, то есть времена общенародной собственности. Классическое университетское образование в идеале вообще должно быть автономным и не зависеть ни от государства и его бюрократии, ни от частного капитала. Общество поняло ценность инвестиций в образование и фактически помогает восстанавливать эту утраченную академическую автономию – своими кровными. Вернуться к списку направлений подготовки Список вузовСписок московских вузов, предоставивших информацию о стоимости обучения в 2007/2008 учебном году |
|