Организатор проекта: Общероссийская общественная организация "Деловая Россия"
Информационная база рейтинга:
Опрос руководителей кадровых служб более 1000 успешных российских компаний.
Отбор компаний осуществлялся в соответствии с видами экономической деятельности (по классификации ОКВЭД):
Раздел C. Добыча полезных ископаемых
Раздел D. Обрабатывающие производство
Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Раздел F. Строительство
Раздел I. Транспорт и связь
Раздел J. Финансовая деятельность
Опрос около 2000 успешных молодых сотрудниковотобранных ранее компаний, окончивших вуз в период 2002-2005 гг.
Более 30 экспертных интервью с:
руководителями органов власти в сфере образования федерального и регионального уровней;
представителями руководства ключевых бизнес- структур и объединений (работодатели), устойчиво взаимодействующих с системой образования;
представителями экспертного сообщества: руководителями и ключевыми экспертами научно-исследовательских центров, занимающиеся проблемами высшего образования.
Расчетные показатели рейтинга
1) Взаимодействие работодателей с вузами, в том числе:
проведение целевых кампаний по набору выпускников вуза;
проведение целевых кампаний по набору стажеров из числа студентов вуза;
наличие предпочтений в отношении вузов при отборе специалистов для работы в компании;
наличие договорных связей между вузом и работодателями;
обращение сотрудников компании в вузы, которые они окончили, для привлечения молодых специалистов.
2) Уровень заработной платы выпускников вуза (с учетом региональных различий).
На основании указанных данных сформирован перечень ведущих российских вузов, выпускники которых востребованы работодателями.
В свою очередь, перечень ведущих вузов был разбит на три группы (a, b, g - лиги). У вузов, включенных в a-лигу интегральный резуьтат по выбранным показателям выше, чем у вузов из b и g-лиг. А у вузов, включенных в b-лигу этот же интегральный результат выше, чем у вузов g-лиги.
Уточненное представление резуьтатов
Два показателя - уровень активности контактов студентов вуза с работодателями и уровень оплаты труда выпускников позволили сгруппировать вузы каждой лиги на две подлиги.
Так, вузы подлиги a-1 обеспечивают своим студентам активные контакты с работодателями, а по окончании вуза их выпускники демонстрируют высокий уровень оплаты труда.
Выпускники вузов подлиги a-2 имеют широкое признание на рынке труда: вузы имеют устойчивую репутацию и активно сотрудничают с работодателями (эта активность может быть на уровне подлиги a-1), но она не подкрепляется более высоким уровнем оплаты труда, либо активность сотрудничества с бизнесом несколько ниже, но финансовое поощрение выпускников значительно превосходит региональные аналоги.
По аналогичному принципу сформированы подлиги лиг b и g.
Группировка вузов a-лиги (внутри подлиги по алфавиту)
Уральская государственная горно-геологическая академия
Каналы рекрутирования молодых сотрудников: данные
Каким образом набирают молодых сотрудников: ответы руководителей кадровых служб компаний, %
Бизнес готов принять обращающихся к нему молодых соискателей.
Почти половина компаний берет на работу тех, кто обращается к ним самостоятельно, и по мере накопления трудового опыта, по данным исследования, личная активность становится более значимой для успешного трудоустройства
Критерии отбора молодых специалистов
Что важнее при отборе молодого специалиста: мнения руководителей кадровых служб компаний, %
для работодателя информация об образовательном багаже соискателя представляется наименее важной.
Работодателю существенно важнее накопленные к моменту трудоустройства умения и навыки, а также общие компетенции и личные качества потенциального молодого сотрудника.
Общий вывод таков: по оценкам и выпускников, и работодателей на современно этапе вузы не играют основной роль в подготовке специалиста.