Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьеса «Горе от ума» была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший ос­новы новаторства в русской драматургии XIX века.

Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — нали­чие 5-8 действующих лиц, в «Горе от ума», по словам самого автора, «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека».

В основу образной системы комедии положен реалистический прин­цип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.

Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство - Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в «Горе от ума» находит место социальная и психологическая типизация героев.

Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов - он не только московский барин, отстаивающий пат­риархальные устои, но и любящий отец:

 

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! С колыбели!

 

Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:

 

Ведь экая шалунья ты, девчонка...

Ой! Зелье, баловница.

 

К тому же он обладает чувством юмора:

 

Дался им голос мой, и как себе исправно

Всем слышится и всех сзывает до зари!

 

Его дочь Софья способна на глубокое чувство («Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!») и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме!»

Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрица­тельных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Пла­тон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в «мужа-мальчика, мужа-слугу»). Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.

С точки зрения любовной интриги образная система «Горя от ума» в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет коме­дии основан на любовном треугольнике (Чацкий - Софья - Молчалин). Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горнич­ная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.

Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любов­ник, так как терпит крах в любви:

 

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел!. дрожал!

Вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

 

С другой стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение «второй любовник», ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.

Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горнич­ная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходя­щие события:

 

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...

 

Фамусов - не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог «века минувшего».

Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.

Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза - Молчалин - буфетчик Петруша и Лиза - Фамусов - Петруша.

С точки зрения общественного конфликта, система персонажей пост­роена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, един­ственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с «ве­ком минувшим» неизбежным. Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом «века нынешнего».

Пародией на Чацкого является Репетилов, член «секретнейшего со­юза», претендующий на звание идеолога своего круга:

 

Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня

В приличьях скованы, не вырвемся из ига...

 

Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в «его лета не должно сметь свое суждение иметь». Не доверяет своему мнению и Репетилов:

 

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

 

Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:

 

Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся

Другой вам услужить...

 

Загорецкий — истинный носитель таких черт, как угодничество и под­халимство.

С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).

Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чац­кий) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.

Во время своего монолога о «французике из Бордо» Чацкий огляды­вается и замечает: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Ста­рики разбрелись к карточным столам».

Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без кото­рых «галерея типов» фамусовской Москвы была бы неполной.

Свояченица Фамусова Хлестова - типичная московская барыня, «ос­таток Екатерининского века». Шесть княжон и графиня-внучка пред­ставляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих доче­рей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника. Платон Михайлович Горич - «муж-мальчик, муж-слуга», осознающий нелепость своего положения, говорит с женой «хладнокровно», «глаза к небу», «со вздохом ».

Полковник Скалозуб - типичный представитель военщины, мечтаю­щий только о том, чтобы ему «досталось в генералы». Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.

Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Сре­ди них есть и представители «века нынешнего» и «века минувшего», разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с «веком нынешним», они являются идеалом для фамусовского обще­ства. Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что «был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат». К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший «при трех министрах начальник отделенья», и Та­тьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников. Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.

В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостни­ков, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это поме­щик-театрал, который «сам толст, его артисты тощи», помещик-балето­ман, «Нестор негодяев знатных», сестра Хлестовой Прасковья.

К «веку минувшему» относятся и иностранцы, прибывшие в Россию «на ловлю счастья и чинов»: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, «подбитый ветерком», «французик из Бордо».

Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуаль­ны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, «фрейлина Екатерины I », Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.

Внесценические персонажи «века нынешнего» показывают, что Чац­кий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Пред­ставители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича. К ним относятся двою­родный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил»» и «в деревне книги стал читать», князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, за­нимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического институ­та, объявленные упражняющимися «в расколах и безверьи». В своем мо'нологе «А судьи кто?..» Чацкий выступает от имени целого поколе­ния:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей найдется — враг исканий...

Пародией на «век нынешний» являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, «ночной разбойник, дуэлист», который «крепко на руку не­чист».

Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного кон­фликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.

Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их обще­ственных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогран­ны. Это живые типы русских людей.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.