Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Произведение «Горе от ума» было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии - Чацкий - пред­ставитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами пред­стает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей ника­ких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.

Софья - одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддержива­ет Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Харак­тер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспита­ние. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти «мужа-мальчи­ка, мужа-слугу». И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и доволь­ствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества.

Отец Софьи - богатый московский барин. Единственное, что доставля­ет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образова­ния, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич - один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или «умением подслужиться».

Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который полу­чил орден за то, что вместе с братом «засели в траншею». Он говорит, что «счастлив в друзьях », которых, «смотришь», перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Наста­сье Николавне, потому что «с ней вместе не служил», так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него - собирание спле­тен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого поло­жения и потому что не женат.

Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает «повторяю». В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.

Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только раз­влечение. Репетилов - двойник Чацкого, но в его устах новые идеи под­вергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.

Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабрис­ты - это те же Чацкие, которых никто не понимает.

Полная противоположность Чацкому - Молчалин. Он готов всем ус­лужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюблен­ного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы до­биться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молчалине совсем нет искренности. Он - хамелеон. Молчалин приспосаблива­ется к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по «мильону терзаний», у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.

Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь мос­ковский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском об­ществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подража­ние иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностран­ному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учите­лей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества - нор­мальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окру­жение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они - все эти Фамусовы и молчалины - останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовско­го общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмеши­ще и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество - социальное. «Безу­мен по всему» - в этом приговор общества устами Загорецкого.

Итак, в «группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водить­ся мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело по­жить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как поро­ки, а как стихии общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут мель­кать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.