Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как политическая комедия


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось оз­накомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и зло­бодневной по сей день. Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть к зас­тойной, косной жизни, уважение к передовому уму, любовь к русскому народу. Грибоедов реалистически показал московское дворянское обще­ство первой четверти XIX века и высмеял его пороки в «низшем», по классицистическим канонам, жанре - комедии.

На протяжении всего произведения мы видим борьбу и противостоя­ние двух «веков» русского общества: «века нынешнего» и «века минув­шего». Представителем «века минувшего» в комедии является управля­ющий в казенном доме Павел Афанасьевич Фамусов, а также его окруже­ние. Ему противостоит Александр Андреевич Чацкий, передовой дворянин своего времени.

Представители двух эпох русской жизни по-разному относятся к служ­бе. Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма: классицисты считали необходимой службу государству в лице просвещен­ного монарха, а передовая дворянская молодежь ставила на первое место служение Отечеству в широком понимании этого слова. В монологе Фа­мусова «Вот то-то, все вы гордецы...» Павел Афанасьевич ясно дает понять, что главное для него - быть «век при дворе». Он с восхищением расска­зывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не как другой, и пил и ел иначе», но «когда же надо было подслужиться, и он сгибался впере­гиб». Чацкому не понять восторга Фамусова, для которого «что дело, что не дело», обычай его таков - «подписано, так с плеч долой». У Чацкого же совсем другое отношение к службе и своим гражданским обязанностям:

 

Когда в делах - я от веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

 

Из слов Молчалина, молодого человека, секретаря Фамусова, живуще­го в его доме, мы узнаем, что Чацкий имел с министрами связь в Петербур­ге, «потом разрыв». Вероятно, причиной разрыва оказался принцип Чац­кого «служить делу, а не лицам». На совет Фамусова «пойти послужить» герой отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Таким образом, Грибоедов с помощью своего героя высмеивает чинопочитание, преклонение перед вышестоящими, желание любыми путями до­биться чинов, наград и почестей. Так, Фамусов заискивает перед Скалозу­бом, который «знаков тьму отличья нахватал» и не «нынче, завтра гене­рал». Полковник Скалозуб, типичный аракчеевский служака, мечтает о генеральском чине, который даст ему возможность безбедно существовать:

 

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

 

Молчалин предлагает Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные - все ей друзья и все родные». Сам Молчалин видит возможность получить повышение по службе, если зависеть от других. Этот милый, учтивый, вежливый (на первый взгляд) человек играет с Софьей Павловной, дочерью Фамусова, злую шутку, пред­ставляясь влюбленным, но делает это только ради возможности скорей­шего продвижения по службе и ради денег своего покровителя:

 

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

 

Таким образом, Грибоедов обличает тех, кто подчиняется законам «века минувшего», в котором «тот славился, чья пуще гнулась шея».

В обществе Фамусова процветает низкопоклонство, кумовство, протек­ция. Воспитанный и выросший в доме Фамусова, Чацкий вспоминает, как его «для замыслов каких-то непонятных дитей возили на поклон». Для Фамусова это же является нормой. Получив приглашение на похороны Кузьмы Петровича, «почтенного камергера», московский барин вспомина­ет о нем с нескрываемым восхищением:

 

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался; все о нем прискорбно вспоминают.

 

В своей комедии Грибоедов обличает и такой порок российской дей­ствительности, как крепостное право. В фамусовском обществе считается естественным распоряжаться судьбами других людей. В пример можно привести старуху Хлестову, которая от скуки взяла с собой к Фамусову «арапку-девку да собачку». Грибоедов с помощью своего резонера Чацко­го обличает жестоких крепостников, любителей искусства, у которых «ак­теры тощи», сами же они толсты, а за долги «Зефиры и Амуры» часто все распродаются поодиночке. Герой рассказывает и о «Несторе негодяев знат­ных», окруженном толпою слуг, которые усердствовали в «часы вина и драки» хозяина и не раз спасали ему и честь, и жизнь; впоследствии же хозяин выменял их на «борзые три собаки».

В доме Фамусова особое отношение к книгам:

Ей (Софье) «сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится...», — заявляет Фамусов.

Все зло, невежество, беспорядок, которые царят в обществе, Павел Афанасьевич относит на счет книг: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы и сжечь». Главной бедой «века нынешнего» в окружении Фамусова считают образованность, являющуюся причиной вольномыслия и вольно­думства. Скалозуб негодует по поводу того, что его двоюродный брат, которому «чин следовал», вдруг оставил службу, «в деревне заперся и книги стал читать...» Княгиня Тугоуховская рассказывает историю о Пе­тербургском Педагогическом институте, в котором «упражняются в рас­колах и безверьи профессоры». Именно у этих профессоров учился ее родня- князь Федор, который «чинов не хочет знать», а вышел «хоть сейчас в аптеку, в подмастерье».

В третьем действии комедии Софья бросает фразу о сумасшествии Чацкого. Эта новость молниеносно подхватывается гостями и разносится со сказочной быстротой. Главную причину безумия Чацкого представите­ли фамусовского общества видят в его свободомыслии и вольнодумстве: Ученье — вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Грибоедов, рисуя праздное времяпрепровождение московских бар, их закоснелость, преданность традициям и привычкам, боязнь всего нового, противопоставляет им образованного Чацкого с его «высокими стремле­ниями души». Но герой не одинок. Он в своих монологах выступает от имени всего поколения, употребляя местоимение «мы».

Таким образом, Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» обличает общественные пороки московского барства первой четверти XIX века: крепостное право, чинопочитание, протекцию и кумовство, преклонение перед иностранцами, боязнь всего нового. Перед нами в лицах предстала вся русская жизнь, а персонажи комедии превратились в нарицательные имена. Борьба же передового разума с косным обществом, воплощенная в образе Чацкого, — это извечная проблема. Заслуга Грибоедова в том, что он в своей комедии сумел поставить вопросы, актуальные как для русской жизни определенной эпохи, так и общечеловеческие.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.