Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Рецензия на рассказ М. Горького «Макар Чудра»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, «Макар Чуд­ра» оставил наиболее глубокий след в моей душе.

Во-первых, в этом произведении меня привлек­ла поэтическая история любви, положенная в осно­ву сюжета, а во-вторых, какой-то особый дух свобо­ды, наполняющий этот рассказ. Да, безусловно, все произведения Горького этого периода («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Челкаш») посвяще­ны ярким и независимым личностям, обладающим сильными свободолюбивыми характерами. Страсть к свободе — вот что определяет и помыслы, и по­ступки персонажей. Но в выбранном мной рассказе оба героя отданы во власть иной, порабощающей, даже закабаляющей страсти — страсти любовной. Какое же чувство восторжествует в их душах? Ка­ким образом разрешится конфликт между желани­ем любить и быть любимым и стремлением к пол­ной свободе и независимости? Неудивительно, что финал у рассказа трагический. Однако не стоит за­бегать вперед.

«Макар Чудра» построен по принципу «рассказ в рассказе». Перед читателем — холодная осенняя ночь, сильный влажный ветер с моря, пламя костра, песня юной цыганки и рассказ старого цыгана о стра­стях и чувствах не менее ярких, чем огонь, не менее сильных, чем ветер. На мой взгляд, автор использует так называемую рамочную композицию, чтобы на­строить читателя соответствующим образом, ведь историю Зобара и Радды можно истолковывать по-разному. Какую же точку зрения предлагает Горький своему читателю?

Проанализируем начало рассказа. Действие происходит ночью, в густой мгле, под жалобный вой ветра: рассказчик (очевидец и косвенный участник описываемых событий), лежа в «сильной, красивой позе», пасет коней, символизирующих стремитель­ность и свободу. Рассказ Чудры звучит осенней без­звездной ночью, а осень с ее холодными ветрами и увядающей природой — загадочный период, не под­дающийся логическому объяснению, равно как и финал любовной истории Радды и Зобара, который является неожиданным для читателя, настроивше­гося на идиллию.

Читатель-обыватель склонен осуждать чрезмер­ную гордость девушки и жестокость парня. Он про­считывает в уме много вариантов завершения этой истории: Зобар отказывает Радде в ее просьбе, и они расходятся; Зобар соглашается, и дело заканчивается свадьбой. Но возможен ли другой вариант развязки, не тот, о котором говорится в легенде? Присмотрим­ся к главным героям.

Оба они — молодые цыгане, с молоком матери впитавшие дух вольной жизни. Автор характеризует их отдельными поэтическими фразами: красоту Рад­ды «можно было бы на скрипке сыграть», Зобар «сер­дце бы вырвал из груди и отдал... лишь бы (ей) от это­го хорошо было».

Подобного рода характеристика — не только дань жанру легенды. Она позволяет читателю вник­нуть в суть рисуемых писателем образов. Едва прочи­тав эти слова, мы уже видим перед собой героев как реально существующих людей. И понимаем, что сво­бодолюбивая, гордая Рама просто не может уйти с богатым паном, купившись на звон золота, а Зобар — не украсть понравившегося ему коня, хоть того и охраняет полк солдат.

Для этих героев невозможность сделать то, что требует душа, необходимость переступить через себя, сделав что-нибудь против воли, равносильны долгой и мучительной смерти, потому что свобода — их сущ­ность, их дух.

И два этих человека встречаются, «коса находит на камень». Тут я хочу сделать маленькое отступле­ние. Говорят, что любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает об­ратное — в любви один человек подчиняется друго­му. Но разве может Радда подчиниться Зобару, став его женой? А вот Зобар...

Впрочем, разве это подчинение? Ведь поцеловав руку Радды, он убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода (Радда ему его не оставила, а ей, в свою очередь, выбора не оставила любовь к свободе), в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Хотя, по моему мнению, это гораздо гуманнее (как ни пара­доксально звучит), чем оставить Зобара жить на све­те без любимой.

Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!». Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не ра­зочаровал ее.

Мораль этой истории автор влагает в уста Мака­ра Чудры: «иди своим путем, не сворачивай в сто­рону...».

Оба они — Зобар и Радда — шли своим путем, не изменяя себе, и их имена навеки останутся в памяти людей. Это неудивительно — ведь М. Горький, вели­кий писатель, был прежде всего великим человеком, сильным и справедливым, поэтому его произведения читали, читают и будут читать.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.