Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пьеса «Мещане» (Спор двух начал, двух идеологий)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



•  Мужчина должен знать,

что ему нужно делать в жизни...

А... Нил знает?

•  Он знает!

М. Горький

 

Пьеса Алексея Максимовича Горького «Мещане» — не просто дебют писателя в драматургии,— ею открывается но­вая общественно-политическая линия»,— писал видный ре­жиссер К. С. Станиславский.

Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: «А я бы такого не полюбила ...нет! Скучный он... И все жалуется...

Неуверенный потому что... Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни...» Татьяна (негромко). А... Нил — знает? Поля (уверенно). Он знает!»

«Он знает!» — вот что услышал русский читатель и зри­тель после грустно-лирических монологов чеховских героев о безысходности настоящего и о далеком прекрасном будущем, к которому они не ведали путей. Нил предстал как живое оли­цетворение будущего, приблизив его, заставив поверить в его реальность. Драматург создал героический образ человека, уверенного в «своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки». Рабочий Нил и Поля, способная «на всякое геройство»,— «главные фигуры» пьесы, так сказано в автор­ских пояснениях к спектаклю.

Истинные герои — Нил и Поля, но почему же пьеса назы­вается «Мещане»? В этом-то и скрыт глубокий исторический смысл, точно так же, как и в том, что грандиозная горьковская эпопея о почти полувековой истории России названа «Жизнь Клима Самгина», то есть именем духовного брата Пет­ра Бессеменова — действующего лица пьесы. Горький отме­чал, что главный враг жизни не капитал, а холопы его, поч­тенные мещане, желающие доказать в интересах своего лич­ного счастья... невозможность иного порядка жизни. Свое вре­мя Горький называл «временем суда» над мещанством, над его «строем души», его идеологией, моралью, этикой.

В доме Бессеменова поклоняются деньгам, здесь царит культ вещей и скопидомства. Здесь идет борьба двух начал: ин­дивидуалистов, лелеющих свое трусливое «я», и человека, вме­стившего в душе своей всю боль и радость жизни. Прекрасное и трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию. Меща­нин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить. «Я родилась без веры в сердце»,— беспомощно сетует Татьяна Бессеменова, ища сочувствия. Ее подруга Цветаева угадывает причину мнимой «психологической» сложности мо­лодого поколения Бессеменовых. «А может быть,— ты боишь­ся верить... ведь вера — обязывает...» Да, и Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к по­кою «внутри и вне себя». «Мое желание вмешаться в самую гу­щу жизни... месить ее и так и эдак»,— вдохновенно, с упоени­ем говорит Нил. «Ничего не могу изменить, ничегр не в состо­янии внести»,— лепечет Петр, растерянно и вяло.

Петр и Нил — их поединок представляет интерес, он перс­пективен, ибо продолжится в будущем, когда противники встанут по разные стороны баррикады. Петр — олицетворение иллюзорных надежд мещанства. «Ты — опора нам»,—закли­нает старик Бессеменов, обращаясь к сыну. Но Петр мечется между «хочу» и «должен». Младший Бессеменов, «бывший гражданином полчаса»,—злобствующий индивидуалист: «Об­щество? Вот что я ненавижу!» Невольными судьями столкно­вения Петра и Нила выступают все действующие лица пьесы. Старик Бессеменов, не ведая сам, дает точную оценку и сыну, и Нилу: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел». А Нил—«он дерзок... он — раз­бойник, но — человек с лицом!»

От первого до последнего действия пьесы идет нравствен­ный суд Человека над мещанином. «У вас — с тоски по­мрешь... ничего вы не делаете... никаких склонностей не име­ете»,— говорит Бессеменовым Перчихин. «Вы ржавчина ка­кая-то, а не люди!» — говорит Елена, жиличка Бессеменовых. Моральные, этические диалоги-поединки «Мещан» выраста­ют в политический спор «образцового мещанина» Бессеменова и Нила о хозяевах жизни— «хозяин тот, кто трудится»,— о несправедливости строя, при котором «честными людьми ко­мандуют свиньи, дураки, воры...».

В пьесе ясно звучит мысль о грядущей революции, и соли­стом в этом исторической действе будет Нил.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.