Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Васильева


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Я хочу рассказать вам о книге Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечест­венной войны, но они не становятся историей. Книги о войне не воспринимаются как исторические произведения. Почему? Военная проза семидесятых—восьмидесятых годов заострила существенные для жизни современного человека проблемы: нравственного выбора, исторической памяти. В этих книгах происходят утверждения тех нравственных норм, без которых нет и «мирной жизни». «От умения жить достойно очень многое зависит в наше тревожное время», — считает Б. Васи­льев, один из лучших авторов лейтенантской прозы. Все, о чем писал автор, — не понаслышке. Васильев добровольно ушел на фронт после окончания школы. Был лейтенантом. Писатель видел, как на войне не просто гибнут солдаты. На войне уби­вают не людей вообще, а человека. Живого, теплого, думаю­щего. И вполне конкретного: со своей фамилией, именем, лю­бовью и радостью. Все свои чувства, мысли Васильев передал в повести. Автор хочет, чтобы люди другими глазами посмот­рели на мир. В годы Великой Отечественной войны мы поте­ряли несколько миллионов человек. К этому прибавим любовь, которая недолюбила; мечты, которые недомечтали; песни, ко­торые недопели; детей, которые не родились.

Васильева интересовала не сама война, не сражения, а жизнь и смерть человеческой души на войне. Действующих лиц в произведении немного, время действия сжато. И вот на таком узком участке ведется глубинное исследование харак­теров, поступков и мотивов этих поступков. Герои в повести «А зори здесь тихие...» попадают в драматические ситуации, их судьбы — оптимистические трагедии. Герои — вчерашние школьники, а теперь участники войны. Васильев, как бы про­веряя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наи­более ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герой могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения деву­шек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из де­вушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с вра­гами остаться человеком. Подвиг — это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные пол­ководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Басков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гур-вич.

Истинно человеческие отношения между «бойцами» пока­жет Б. Васильев. Комендант разъезда старшина Басков забо­тится о каждой девушке. Следит, чтобы не сидели на камнях, не промочили ноги, не заболели. Не забывает похвалить и ска­зать душевно. «Лапнику ей приволок. Устелил, шинелью своей покрыл:

— Отдыхай, товарищ боец.

— А вы как же без шинели-то?

— А я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтраму. Очень тебя прошу, выздоровей». «Хотел на камнях сесть, да Гурвич вдруг задержала, быстро шинельку свою подсунула». Герои — Рита и Женя — удивительно добросовестные: не бро­сили в беде старшину, а попрощались, обнялись и приняли свой последний бой. Лично мне читать это произведение было очень тяжело. На войне убивают солдат, но люди свыклись с мыслью, что солдат — мужского рода. Это — брат, сын, это — муж и отец, это — любимый, это — друг и товарищ. Это — всегда мужчина. На войне были убиты не только мужчины, но женщины и дети. И, убивая их, война совершала преступ­ление против человечности, против совести, против разума. Убивая женщин, война совершала преступление против буду­щего. Потому что вместе с женщиной убивала детей, внуков. Убивая женщин, фашизм рубил корни человечества.

Сороковые годы — роковые в нашей истории. Россия была не подготовлена к войне. Подготовленных мужчин было мало, а в бой шли женщины и дети. Правительство не обеспечивало материально людей. Люди без крова, без семьи, голодные. Это страшная картина.

Мне понравилось, что заканчивается повесть не совсем тра­гически. Васильев нам показывает, что добро всегда побеждает зло. Еще есть надежда на спасение. Девушки погибли, но ос­тался старшина Басков. Сын Риты живет с хорошим челове­ком, который его воспитывает. Басков и Ритин сын расскажут эту трагическую историю следующему поколению. И эти му­жественные, сильные духом девушки навсегда останутся в па­мяти человечества как герои Великой Отечественной войны.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.