Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению мно­гих критиков, самое гениальное произведение XX века в рус­ской литературе. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа включает и злободневную сатиру на окружающий писателя мир, и рассуждения о вечных этических проблемах. Автор создавал свое завещание, активно используя наследие мировой культуры. Но традиционные символы часто приобре­тали новый смысл в творчестве Булгакова. Так произошло и с понятиями «тьмы» и «света», ассоциативно связанными со злом и добром. Привычная антитеза в романе трансформиро­валась: появилось противопоставление двух основных астраль­ных образов — солнца и луны.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается с изображения мучений от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Без­домным — в первой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума председателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того, «час небывалого заката» — это указание на время появления на Патриарших прудах Са­таны. Удушающий зной четырнадцатого числа весеннего ме сяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страшного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изо­бражением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоми­нают о расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает страдания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно с появлением луны на небосклоне «все обманы исчезли», «утонула в тумане колдовская нестойкая одежда» Воланда и его свиты. Уже этого достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова к отраженному лун­ному свету по сравнению с прямым солнечным. Анализ про­явления оппозиции «солнце — луна» на страницах романа по­зволяет лучше понять некоторые стороны философии автора.

Этическая проблематика «Мастера и Маргариты» непо­средственно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведе­нии образ «света». Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во время допроса «сторонится от солнца», жгучие лучи которого несут ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лунной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот свет, который предлагает нам Иешуа.

Основной принцип построения романа «Мастер и Марга­рита» — трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом, фантастическом или московском — находит от­клик в других. У ершалаимского проповедника был свой пос­ледователь в московском мире (Мастер), но идеи добра и чело­вечности не нашли понимания среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества задолго до появле­ния Воланда — с момента ареста. Создатель романа о Пила­те — единственный параллельный Иешуа образ. Однако новый «евангелист» духовно слабее Га-Ноцри, и это отражено в аст­ральной символике.

Во время визита к Ивану Бездомному Мастер прячется даже от лунного света, хотя постоянно смотрит на его источ­ник. Появление возлюбленного Маргариты у Воланда в лунном потоке подтверждает родство Мастера с Иешуа, но, по словам Левин Матвея, Мастер заслужил покой, а не свет. Если гово­рить точнее, то он недостоин именно лунного света, связанного с безостановочным движением к Правде, потому что для Мас­тера это движение прервалось в момент сожжения рукописи. Дарованный ему вечный дом освещают первые утренние лучи солнца или горящие свечи, и только в счастливом сне Ивана Бездомного-Понырева, получившего Откровение именно от Мастера, бывший «номер сто восемнадцатый» уходит со своей спутницей к луне по дороге Иешуа.

Лунный свет содержит в себе элемент мрака, поэтому Бул­гаков, осознающий единство сталкивающихся крайностей бытия, награждает им за приближение к Истине. Упорствую­щий в своих заблуждениях, ни во что не верящий Берлиоз в последний момент жизни видит разваливающуюся на куски луну, поскольку так и не понял, что Высшее знание лежит не в грубой эмпирической реальности, доступной человеческому зрению. Зато переродившийся Иванушка Бездомный, ставший профессором Института истории и философии Поныревым, об­ретает счастье в своих возвышенных снах, исцеляющих его память лунным наводнением.

Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из исто­рических глав романа. Но Левий Матвей стремится «наслаж­даться голым светом», поэтому он глуп, по выражению Волан­да. Обращаясь к солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возможность «смотреть на солнце сквозь про­зрачный кристалл», Левий демонстрирует неспособность к вос­приятию диалектических противоречий и претендует на обла­дание Истиной, тогда как цель Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в своих записях искажает слова Га-Ноцри, то есть распространяет лжеистины. Не слу­чайно бывший сборщик податей появляется перед Воландом на каменной террасе в тот момент, когда зажглось «изломанное ослепительное солнце».

Так же как Иешуа, который не является воплощением Аб­солюта, Воланд не только «дух зла и повелитель теней». Он оли­цетворяет начало, гармонизирующее крайности, в его «ведомст­во» входят и свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов. Уже внешний облик Воланда рисуется Бул­гаковым с явной целью подчеркнуть диалектическое единство противоположностей. Правый глаз сатаны — «с золотою искрой на дне», а левый — «пустой и черный... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». «Золотая искра» прямо ассоции­руется с солнечным светом: в сцене на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в окнах домов, «хотя Воланд был спиною к закату». Тьма сочетается в этом образе и с ночным светом: в финале повод коня сатаны — лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость воззрений Булгакова к богомильскому дуализму, признающему сотрудничество Бога и сатаны, что отличается от концепции официального христиан­ства о непримиримой борьбе двух начал.

Явственно соотносится с луной главная героиня романа. «Светлая королева Марго» возникает в потоке разлившейся лунной реки в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто она появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую луну на ночном небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным светом: Маргарита означает «жемчу­жина», цвет которой серебристый, матово-белый. С луной свя­заны все похождения Маргариты в образе ведьмы, лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся поиск — вначале настоящей любви, затем — потерянного возлюбленного — равноценен поиску Истины. Значит, Любовь открывает Знание, лежащее за пределами земной реальности.

Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаима. Луны они не видят. Оба города ночью залиты искус­ственным освещением. Горят фонари на Арбате, сияет элект­ричеством бессонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный знак того, что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим окружением.

Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него души и совести. Понтий Пилат выстрадал возможность пойти по лунной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний. Нестерпимая тоска, вызванная неясной самому про­куратору мыслью о бессмертии, связана с раскаянием и чув­ством вины, не уменьшенными светом двенадцати тысяч лун. Бессовестный Иуда из искусственно освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает заслуженную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумавшись о совер­шенном предательстве. Не понимает знаков, посылаемых по­злащенной луной, Берлиоз, у которого нет души, потому что нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начинающегося рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не тронутые смыслом и не согретые чувством стихи Рюхина бездарны. Вне философской символики света находится бесстрашный воин Марк Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает собой солнце, факел в его руках перебивает свет луны, которую ищет глазами измучен­ный прокуратор. Это живой автомат, находящийся вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только приказу, за­слоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те, чья жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенгальский, напивается «до ужаса» в компании только «с полной луной» Никанор Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.

Таким образом, используя символику лунного света, Бул­гаков углубляет характеристику персонажей, проясняет автор­ское отношение к героям, облегчает читателю постижение фи­лософского смысла произведения.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.