Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьеса «Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал траги­ческое положение людей, утративших смысл своей жиз­ни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году.

Наступает двадцатый век, и Россия становится окон­чательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром П. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обще­ству, меняются представления и взгляды людей, утрачи­вается прежняя система ценностей. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы — это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией.

Другая сюжетная линия — социально-романтическая. «Вся Россия — наш сад» — так устами своих героев гово­рит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разби­вается о практицизм Лопахина, по воле которого выру­бается вишневый сад. Любовь Андреевна Раневская — это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тур­генева «Отцы и дети», которым пытается приспособить­ся к новому своему положению и делает попытки пере­строить хозяйство в своем поместье. К концу девятнад­цатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась.

Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых услови­ях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточитель­ный образ жизни. Раневская не понимает, что наступив­шее время требует от нее постоянных усилий, необхо­димых для материального выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминания­ми о прошлом, она растеряна, сломлена всем происхо­дящим и, я думаю, что скорее всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие-то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев — это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная де­таль в обрисовке его характера.

Чехов в дневнике писал: «Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...». Гаев заявля­ет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классш ческой литературе. Гаев, произносящий длинные речи, — это всего лишь пародия на культурного и образован­ного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя» по определению Пети Трофимова.

Лопахин — явная противоположность владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он пря­мой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишнево­го дерева в саду». Лопахин — потомок крепостных, ко­торые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен». Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тон­кая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива — это абсолютно несовместимые по­нятия. Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но прак­тицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишне­вый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота раз­рушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и мораль­ное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономичес­кое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой раз­рушение. Петя советует Лопахину «не размахивать ру­ками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопа­хина. Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяе­ва, — это тоже значит размахивать руками».

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская счи­тает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс на­чать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневс­кая. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пус­том, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от ста­рости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до кон­ца прошлое, где еще не наступило окончательно насто­ящее, но уже проглядывает будущее.

Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеа­лист, представляется Чехову человеком, который унич­тожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым ба­рином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.

Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Мос­кву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет ре­волюционеркой.

Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержи­мое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия — наш сад».

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленнос­ти и пошлости человеческого существования. Пьеса «Вишневый сад» — это прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Алексей Толстой писал: «Чехов — это Пушкин в прозе». Я думаю, что с этим утверждением сложно не согласить­ся. «Вишневый сад» — итог творческого пути писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дво­рянства, начатое романом Тургенева «Отцы и дети».

За сорок лет, прошедших после отмены крепостно­го права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса.

В «Вишневом саде» Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как классу. Паразитизм дворянства, пус­тозвонство, привычка к незаслуженной роскоши — все глубоко омерзительно писателю.

Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он более жизне­способен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за при­былью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.