Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического разви­тия общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писа­теля интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.

Тема гибели дворянского гнезда становится одной из ос­новных тем пьесы «Вишневый сад», написанной в 1903 году. В образах Раневской и Гаева представлена в пьесе Россия прошлого, отживающего. Раневская некогда была богатой дворянкой, имевшей дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательницей имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспо­собленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяй­ка довела имение до полного разорения, до того, что предсто­ит продажа имения с торгов. А каков ее брат, Леонид Андре­евич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен ска­зать простые, искренние слова со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева в изображении Чехова доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, про­евший свое состояние на леденцах. Он представляет заклю­чительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобных героев «своего времени», не сумевших воплотить свои идеалы.

На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают». Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, лег­кой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин, предприимчивый купец-промышлен­ник, предлагает владельцам имения способ спасения усадь­бы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Про­дажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопус­тимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И вот когда «беда» свершилась, то ока­залось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его облада­телей драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к весе­лому оживлению. Так выходит и на этот раз. Она быстро ус­покоилась и даже заявила: «Нервы мои лучше, это правда». Всю жизнь Раневская и ее брат провели в мире иллюзорных представлений, а потому давно утратили способность серьез­но переживать и глубоко чувствовать.

Конец старой жизни для Чехова настолько очевиден, что и сами приметы этой жизни становятся достойными пошлых водевилей. Так в пьесу входит тема противопоставления ста­рой и новой России, России Раневской и Гаева и Ани, Пети Трофимова.

Кого же может противопоставить дворянам Чехов? На протяжении всего творчества писатель убедительно доказы­вает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право и возможность быть счастливыми. Дворяне никогда не знали, что такое труд, они живут в мире воспоминаний и ил­люзий, и постепенно такие люди неизбежно приходят к пош­лости, к мелочности. Только труд создает в человеке истин­ную красоту и величие души. Конечно, такой труд, который направлен не на личное обогащение, не на приобретение в конце жизни нескольких аршинов земли для посадки кры­жовника, а труд, призванный нести радость людям.

Итак, Чехов, проницательный писатель-реалист, удиви­тельно точно увидел в дворянстве не только неспособность к активной общественной жизни, но и измельчание души, ин­тересов и чувств. А потому дворянство, с точки зрения писа­теля, неизбежно отходит в прошлое.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.