Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты мно­гие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему «маленького человека», был А. С. Пушкин. В «Повестях Белкина» писатель останавливает внимание на судьбе «маленького чело­века», которого он попытался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Дос­тоевский, А. П. Чехов.

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к «маленькому человеку» выражается прямо.

Акакий Акакиевич Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он лю­бовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в рабо­ту, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он даже сделался как-то живее, даже твер­же характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «...существование его сделалось как-то полнее...». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич за­болевает и умирает.

В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром силь­ных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину («Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездуш­ным не просто к маленькому человеку, но к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существова­нию... Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родите­лей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт -«бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видит в нем свое будущее.

Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает «униженного и оскор­бленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалос­тью к этому человеку, а с другой, - высказывается за смирение, покор­ность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой неблагополучных социальных условий становится и Марме­ладов, герой романа «Преступление и наказание». Этот спившийся отстав­ной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета - порок», -ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенден­ция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появ­ляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в огра­ниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рас­сказах А. П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робкий и замкну­тый. В условиях, когда действовала формула «Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне», он становится страшной фигу­рой в городе.

Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев од­нажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что жен­щина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным — учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» оста­лась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души.

Стечением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у писателей не толь­ко сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа» - сказал А. П.Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Ваше-ство». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Тол­стый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном по­клоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Во всех произведениях, где созданы образы «маленьких людей», писа­тели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впослед­ствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения: у Самсона Вырина — дочь, радость его жизни, у Акакия Ака­киевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их взаимная лю­бовь и забота друг о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов вос­клицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое - красоту «маленького человека».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.