Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чернышевского Н. Г.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Развитие общественной мысли в литературе XIX века


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Русская литература всегда считала одной из своих важ­нейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление об идеале и отно­шение к существующим в обществе философским и социаль­ным течениям.

Шестидесятые годы прошлого столетия — эпоха невидан­ной прежде активизации политической и идейной борьбы, ставшей в то время не только основой, но и сюжетом, а не­редко и центральной ситуацией художественных произведе­ний. В связи с этим в литературе возрастает стремление найти в жизни то идеальное начало, которое могло бы орга­низовать устремления общественной мысли. Именно на во­площении идеалов таких крупнейших писателей XIX века, как Чернышевский, Толстой и Достоевский, я и хотел бы ос­тановиться подробнее.

Реалистический роман Н. Г. Чернышевского «Что де­лать?» был сознательно ориентирован автором на традицию мировой утопической литературы. Он содержит наиболее полное и всестороннее изложение социалистических идеалов Чернышевского. Создание утопии было продиктовано стрем­лением автора внушить читателю возможность и необходи­мость приложения теоретической идеи к действительности. Герои произведения не только осмыслили представления об идеале, но и воплотили его в своей жизни. Более того — они помогают другим людям жить в соответствии с представле­ниями о лучшем будущем. Роман популяризировал идею со­циализма, доказывал ее разумность, ее соответствие потреб­ностям и устремлениям человечества. Но что более важно, социализм на страницах романа представал в качестве уже возникшего и нарастающего процесса переустройства обще­ства. «Новые люди» активно преодолевают пути политичес­кой борьбы и изменения идеологии человека. В романе дан образ и необыкновенного человека Рахметова, который живет не личным, а общечеловеческим, отказываясь от всего ради служения идее революции.

Иначе решает проблему идеала в своем творчестве Ф. М. Достоевский. Представления об идеале у него связаны не с идеальным обществом, а с идеальным человеком, по­скольку в каждой личности он видит отражение бытия всего человечества. Не отвергал такого взгляда и Чернышевский, поскольку его «новые люди» также являются носителями особого идейно-нравственного комплекса, присущего револю­ционерам, и вносят в жестокую жизнь отношения братства, веру в гуманную природу человека, уважение к личности. Но Достоевский активно не приемлет идейную позицию ре­волюционной демократии, и «положительно прекрасным» человеком в его творчестве становится герой романа «Идиот» князь Мышкин. Задача героя — нести доброту в мир, но общее настроение произведения трагично. Жизни присущи тьма и безысходность, эгоизм и равнодушие. В романе по­беждает мрак, идиллия возникает лишь на время в душе героя, но вокруг Мышкина возникает своеобразный духов­ный оазис, и чем страшнее жизнь, тем ярче разгорается в герое факел жертвенной любви к людям. «Князь-Христос» поднимается над обыденным и становится представлением высочайшего в человеке. Как и Чернышевский, Достоевский верил в конечную победу добра, и изображение трагических судеб прекрасного в современном мире и реальной возмож­ности воплощения в отдельной личности всей полноты нрав­ственных достоинств человека было для Достоевского средст­вом выражения его веры в будущее человечества.

Своего рода представление об идеале дает читателям и Толстой в романе «Война и мир». Идеальный аспект присущ характерам Пьера и Андрея, идеальна их дружба и любовь Пьера к Наташе Ростовой, героине, которая воплощает в ро­мане начало женственности. Согласно исторической концеп­ции писателя, за разрушительными столкновениями народов должен наступить период восстановления сил нации, когда человек, обретший представление о путях стремления к лич­ному счастью и единения с народом, будет создавать идеаль­ные семьи (семья Пьера и Наташи в эпилоге романа) и при­общится к общенародной жизни (путь Пьера к декабризму). Идеальные представления Толстого о личности и ее роли в обществе вообще связаны именно с идеей слияния человека с патриархальным крестьянством, с умением «сопрягать в душе своей значение всего...». Таким образом, появление Пьера в романе позволило Толстому воплотить идеал эпохи в образе реального, неидеализированного героя, показанного во всей полноте жизненных противоречий. Ряд черт роднит этого героя с князем Мышкиным. Оба они отличаются добро­той и непрактичностью, душевной чуткостью и верностью нравственным инстинктам. Но если Достоевский сближает своего героя с типом «маленького человека»! то Толстой, на­против, наделяет героя чертами, свойственными патриар­хальным крестьянам. В этом также проявляется отражение идеалов Толстого. Русское патриархальное крестьянство, по мнению автора, несет в себе огромный этический заряд. Со­здавая образ Платона Каратаева, Толстой подчеркивает в нем идеальные черты, сформированные под воздействием патри­архального и христианского начала русского народа. Смысл же исторического развития нации, по Толстому, заключается в сближении людей с народом, ибо это — путь к гармонии личности.

Итак, как мы видим, три величайших писателя XIX века, Чернышевский, Достоевский и Толстой, представляли идеального человека и идеальное общество по-разному, ви­дели различные пути достижения общественного идеала. Но объединяет всех этих мыслителей одно: все они стремились к тому, чтобы в жизни было место счастью человека, то есть к тому, чего они не видели в современном им обще­стве.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.