Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема добра и зла как философско-нравственная в романе «Мастер и Маргарита»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Раскрой мои книги,

В них сказано все.

Что случится. А. Блок

 

Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго нахожусь в гуще событий, возвращаюсь к любимым героям вновь и вновь. Эти чувства я испытала, когда закончила читать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Это произведение привлекает к себе внимание не только фантастическим сюжетом, но и великолепным литературным языком, глубиной поднятых вопросов. Центральными темами романа являются проблемы взаимоотношения добра, зла и любви.

Будучи талантливым художником, Булгаков изображает в своем произведении целую галерею незабываемых образов. Это озорник Фагот-Коровьев, шутник Бегемот, мечтательный поэт Бездомный и скептичный Берлиоз, талантливый мастер и расчетливый Поплавский. Каждая страница романа сулит |нам встречу с волшебством. Завораживает уже начало произ­ведения: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве...» появилась веселая компания, которая на несколь­ко дней взбудоражила спокойную жизнь города. Сначала Воланд и его свита необычайно популярны у толпы, так как удовлетворяют самые низменные ее желания, наделяя дам ро­скошными нарядами, давая взятки, разбрасывая деньги. Но дьявол ничего не делает просто так. Сила, призванная иску­шать, карает людей, падких на соблазны: тают деньги, исче­зают наряды. «Дает мне вчера какой-то сукин сын червонец, я ему сдачи... Через пять минут смотрю — вместо червонца бумажка от нарзанной бутылки. Вчера в этом Варьете (непечат­ные слова) какой-то гадюка-фокусник сеанс с червонцами сде­лал (непечатные слова)».

Удивление вызывает у нас тот факт, что сила изобличаю­щая стала карающей. Видимо, и Воланду хочется заставить нас быть добрее, честнее, бескорыстнее. Люди действуют про­тив черной и белой магии вполне земными средствами, пыта­ясь изловить «подлого обманщика», не понимая, что против загадочного человеческая логика бессильна. От «невинных» шуточек компания переходит к проделкам посерьезнее.

Теперь Воланд изобличает уже советскую власть в ее авто­матизме, бездуховности. Так вместо чиновника его работу вполне четко и слаженно начинает выполнять костюм. По во­ле компании целое учреждение преобразовывается в хор без особой помехи для дела. Это уже не шутки, а преступление против основ советского государства.

Конкретным же носителем зла в романе «Мастер и Марга­рита» является Понтий Пилат. «Умыв руки» перед толпой, наместник отдает ей на расправу невиновного Иешуа. Понтий понимает, что творит беззаконие. Но в угоду своему благопо­лучию он предпочитает поступиться истиной. Булгаков пока­жет в романе позднее раскаяние Пилата и его муки, но добро и справедливость должны вершиться вовремя. Автор не гре­шит против правды, и поэтому его роман интересен и актуа­лен спустя много лет после написания.

Но не зло, а любовь правит миром. Именно ее тема являет­ся ведущей в произведении. Любовь мастера и Маргариты ог­ромна и безгранична. А. И. Куприн в повести «Суламифь» го­ворит, что настоящее чувство возникает между двумя любя­щими сердцами, возможно, раз в тысячелетие. Мне кажется, что в наше время это произошло с мастером и Маргаритой. Но людская зависть и злоба разводят их. Мастер попадает в боль­ницу для душевнобольных, Маргарита возвращается к нелю­бимому мужу. И насколько сильны должны быть чувства, что за один лишь взгляд на любимого Маргарита продает душу дьяволу! Невольно приходят на память строки из стихотворе­ния Анны Ахматовой «Лотова жена»:

 

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд,

 

Видя всю глубину чувств, связывающих мастера и Маргари­ту, Воланд решает наградить их вечным покоем, которого у них было на Земле. Добро и зло сходятся, чтобы решить судьбу влюбленных. Разговор Левия Матвея с Воландом показывает ту неразрывную взаимосвязь, что существует между святым и грешным. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зло, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени...»

Поднимая глубокие вопросы, М. Булгаков заставляет нас думаться над вечными вопросами бытия, переосмыслить по­нимание добра и зла. Автор показывает, что зло может обернуться добром. Ставя эти вопросы, Булгаков дает нам возможность додумать и осмыслить их.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.