Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



И. С. Тургенев отразил в своем романе «Отцы и де­ти» конфликт, возникший между двумя социально-по­литическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у пи­сателя Евгений Базаров. Ему в романе противопостав­лено либеральное дворянство, наиболее ярким пред­ставителем которого является Павел Петрович Кирса­нов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.

«Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «ни­гилиста» и Павла Петровича Кирсанова были совер­шенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петро­вич, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Арка­дию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорит Кир­санов.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого гене­рала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Арис­тократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский кос­тюм и лаковые полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется си­ла, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.

Каково же мировоззрение этих героев романа? Па­вел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и под­держивает ее»), т. е. нравственные нормы, выработан­ные аристократами, — опора человеческой личности.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного представителя арис­тократического общества проходит в праздности.

В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В тепе­решнее время полезнее всего отрицание — мы отрица­ем»). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой микро­скоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжа­ет в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важ­ными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодежь при­шла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вер­нее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», — говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров.

При некоторой внешней схожести во взглядах Пав­ла Петровича и Базарова на народ, в главном они рас­ходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся ис­конными и ценными чертами народной жизни, умиля­ют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в ко­леснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жиз­ни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит».

Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, все­го духовного. С точки зрения Базарова, «читать Пуш­кина — потерянное время, заниматься музыкой смеш­но, наслаждаться природою — нелепо». Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастер­скую», а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову каза­лось кощунственным «толковать» об искусстве, «бес­сознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе на­сущном».

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне ка­жется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимуще­ства: ему присущи новизна мыслей, высокая работо­способность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. (Базаров «вла­дел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обхо­дился с ними небрежно», пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. «Ду­эль, — писал Тургенев, — введена для наглядного до­казательства пустоты элегантно-дворянского рыцарст­ва, выставленного преувеличенно комическим».

И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные личности. В силу об­стоятельств они стали выразителями идей двух раз­ных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократического и революционно-демократическо­го. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно по­казывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа «Отцы и дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого пере­ломного в жизни России времени.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.