Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Различие путей нравственного поиска в судьбах А. Болконского, П. Безухова и Н. Ростова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его душа были предметом творческих ис­следований и Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который про­ходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в стремлении по­знать самого себя. Сам писатель прошел свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.

Главная проблема, как мне кажется, которую ставит в своем романе писатель, — это проблема человеческого счастья, проблема поисков смыс­ла жизни. Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия - вот высшая цель, высшее назначение человека.

К этой высшей цели Толстой ведет героев романа. Его любимые ге­рои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы - герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспоко­енность души, желание быть полезными, нужными, любимыми.

Наиболее ярко способность к самосовершенствованию показана авто­ром на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского.

При первой встрече князь Андрей (вечер у Анны Павловны Шерер) показался нам несколько высокомерным, чопорным человеком. Но на самом деле под маской холодности скрывается человек, которому все на­скучило: и его «маленькая княгиня», и все эти пустые светские разгово­ры. Стремясь избавиться от наскучившего ему общения, Андрей решает идти на войну. Но была еще одна причина - Болконский жаждет славы, хочет найти «свой Тулон», Наполеон - его кумир. Но в его желании нет ничего общего с действиями Бориса Друбецкого и Берга. Князь Андрей говорит, что его стремление к славе - это желание сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. Он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (Тушин), что великие воена­чальники делают вид, что отдают приказы, а на самом деле все идет своим чередом. Небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит ране­ный в Аустерлицком сражении Болконский, так поражает его своим ве­личием и необъятностью, что Наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке. Не найдя славы, он возвращается домой, твердо решив жить только для себя. Смерть жены лишь усугубляет духовный кризис князя Андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отхо­дит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитани­ем сына. Из этого состояния его выводят слова Пьера о том, что надо жить, действовать, любить...

Его друг Пьер (только с ним князь Андрей был откровенным, только его ценил как друга) сначала ведет жизнь светского кутилы и бездельни­ка. Первая наша встреча с ним происходит там же, в салоне у А. П. Ше­рер, но для Пьера это лишь начало его пути к самосовершенствованию, он ищет единомышленников, но не находит их. Для князя Андрея это уже пройденный этап. После получения богатого наследства Пьер же­нится на Элен, дерется на дуэли с Долоховым и чуть не убивает его. Пьер не понимает, как он мог признаться в любви Элен, ведь он знал, что не будет с ней счастлив, как мог вызвать на дуэль Долохова, ведь он ни разу не держал оружие в руках. Ранив Долохова (Пьер думал, что убил его), порвав отношения со своей женой, молодой граф Безухов поверга­ется в пучину переживаний и сомнений. Временное успокоение он нахо­дит в масонстве, но замечает подлость и карьеризм и там; Пьер начина­ет отдаляться от дел ложи, хотя и достигает там высокого положения. Он воспринял масонство как учение о братстве, равенстве и любви. Пьер собирался облегчить жизнь крепостных, учредить больницы и школы. В таком настроении он приезжает к князю Андрею и ему удается «разбу­дить» последнего, но лишь на мгновенье, - все-таки они друг друга не понимают.

В этот момент князь Андрей находится в смятении, не видит в жизни смысла и поэтому хочет дожить свою жизнь без угрызений совести, нико­му не мешая. Пьер этого не понимает.

Однако разговор в Богучарове, случайно прослушанный разговор в Отрадном заставляют князя Андрея изменить свое отношение к жизни. Болконский едет в Петербург, занимается законодательной деятельнос­тью вместе со Сперанским, но разочаровывается в нем благодаря встрече с Наташей Ростовой; ее естественность и непринужденность лишь оттени­ли духовную пустоту Сперанского. Любовь становится всем в жизни князя Андрея, поэтому измена Наташи и смерть отца — это лишь повод к его новому духовному кризису, выходом из которого явилось возвращение в действующую армию, но не в штаб, а простым полковым командиром. Болконский становится ближе к простому народу, к солдатам, они даже называют его «наш князь».

В деле защиты отечества он находит то, что так долго искал: истин­ный смысл жизни. Будучи смертельно ранен, Болконский начинает пони­мать эту жизнь и больше не страшится смерти, прощает даже измену Наташе. Сцена его смерти показана не только как трагедия, но и как «освобождение от жизни».

Граф Безухов, оказавшись на Бородинском поле, видит героизм и сплоченность в действиях русских солдат. Он понимает, что истина — в единении с народом. Это подтверждается после встречи с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, «сопрягая» свою жизнь с жизнью народа.

Разница между Андреем Болконским и Пьером Безуховым заключа­ется в том, что они идут к своему духовному совершенству разными путя­ми, хотя оба находят его важнейшие элементы в народной среде. Но Пьер идет к этому «путем сердца», все его действия стихийны и порой неожи­данны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по «пути ума», обдумывает каждый свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на суще­ственные различия между ними.

Николай Ростов же является «золотой серединой» между нравствен­ным совершенством князя Андрея и Пьера и столь «земными» образами множества иных героев «Войны и мира». Нам очень подробно показана служба Николая и его увлечения. Его испуг в Шенграбенском сражении вполне естествен и понятен простому человеку, его восторженное увлече­ние императором Александром I было типично для молодежи того време­ни. По моему мнению, если человек не обладает качествами Николая Ростова, то его можно считать «подлецом в душе», как каждого из семей­ства Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга...

Глубина характеров и естественность персонажей у Л. Н. Толстого являются несомненным достоинством его произведений. В ходе пове­ствования автор сам еще раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо «сопрягать» свою жизнь с жизнями других людей. Каждый человек должен стре­миться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопусти­мы. Неважно, каков этот путь, насколько он долог и труден, важно, что он есть...

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.