Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Путь исканий Пьера Безухова (по роману «Война и мир»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Высшие духовные нравственные ценности, осозна­ние которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, кото­рый ищет истину и делает это не умом, а сердцем. На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События этого вре­мени сказались на людях разных сословий, заставили их по-новому осмыслить жизнь, понять, что в ней яв­ляется самым ценным и дорогим. То есть сама герои­ческая эпоха 1812 года помогает человеку прийти к полному согласию с жизнью, найти ее смысл.

Пьер Безухов — один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоян­ном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как ме­няется характер Пьера Безухова, формирует мировоз­зрение передового человека эпохи — декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разоча­рований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.

В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблю­дательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мя­гок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского са­лона своей естественностью, искренностью, простотой.

Сначала Пьер защищает идеи французской рево­люции, восхищается Наполеоном, желает то «произвес­ти республику в России, то самому быть Наполеоном...» Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя вся­кой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сфе­рах жизни.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, до­жидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе не­легкие вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...» Поиски правды и смысла жизни приводят его к ма­сонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», оно дает герою ве­ру в то, что в мире должно быть царство добра и прав­ды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения спра­ведливых и гуманных идей в конкретное дело.

Прежде всего он решает облегчить участь крепост­ных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы нака­зания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной рабо­той, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стара­юсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоя­щий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро насту­пает разочарование и в масонстве, так как республи­канские идеи Пьера не разделялись его «братьями», и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов сущест­вуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приво­дит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попа­дает в жизненный тупик и погружается в состояние бе­зысходной тоски и отчаяния.

«К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта не прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою лю­бовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородин­ском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, что­бы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера. Он не может видеть мно­гочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собствен­ной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обви­ненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугуб­ляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в челове­ка и Бога.

Но в убогом бараке происходит его встреча с Плато­ном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. Этот солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, лю­бовь, справедливость. В результате общения с Плато­ном Каратаевым Пьер обретает «то спокойствие и до­вольство собой, к которым он тщетно стремился преж­де», он «...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом,

в удовлетворении естественных человеческих потреб­ностей...» Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтиче­ской любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». Герой за­кономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в «Войне и мире» духовной гармо­нии с окружающим миром и с самим собой.

Проблемы, поднятые Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, — «документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке лич­ность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело...»

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.